Марсианские картины Сайт японских картин-стихов э-ута
Coffee Cup Image Mapper
На главную страницу Мои работы хайку-галерея чаш-картин э-ута Галерея танку чаш-картин э-ута Чаши командной ренги 2005 Чаши тяван Чайницы для японской чайной церемонии Керамические пласты для токономы Суйсеки - живые камни Керамические скульптуры Нэцкэ Расписные вазы Крупным планом Марсианские пейзажи Работы по заказам Новые работы Работа в процессе В мастерской керамиста Уроки работы с глиной Репортаж из керамической мастерской Очерк В.Юделевича о японской керамике Сайт В.Юделевича, посвященный керамике и э-ута Старый сайт э-ута Сайт В.Юделевича, посвященный живым камням - суйсеки 10 видео Э-ута на портале Хайку до. Старые конкурсы э-ута Сделать заказ Оставить отзыв в гостевой книге Написать письмо Владимиру Юделевичу Письмо художнику





Словарь терминов


Искусство Японии.


Каллиграфия. В дословном переводе с греческого это слово означает "красивый почерк". Некоторые народы возводили это искусство в очень высокий ранг, особенно это касалось стран Восточно-азиатского региона (Японии, Китая, Кореи) и стран, принявших ислам (который однозначно требует знания арабского языка). Однако, на самом деле, практически все народы обожествляли каллиграфию в той или иной манере. Если говорить о Японии и Китае, то там искусство каллиграфии сравнялось с поэзией и живописью по уровню мастерства и требованиям, и с чайной церемонией по процессу выполнения надписей.

Ямато-э - стиль и школа японской живописи, возникший в X-XI вв. и достигший максимального расцвета в XII-XIV вв. Характерная особенность стиля - яркие и четкие рисунки, "локально окрашенные", что означает, что силуэты и детали пейзажа или архитектуры были четко прорисованы, а остальное не слишком равномерно закрашено тушью и красками. Это неудивительно, поскольку часть рисунка вообще могла быть выполнена каллиграфией. Весь рисунок делалася на горизонтальном свитке, а изображались, как и везде, исторические сцены из жизни местных и китайских аристократов.
Ямато-э органично вошло в более поздние школы японской живописи, в частности в живопись школы Римпа.
Клан Фудзивара, выдавший множество исключительно талантливых поэтов, отличился и в живописи: практически все выдающиеся имена художников Ямато-э относились к семье Фудзивара.

Керамика Имари. Одним из самых ценных видов гончарной глины считается знаменитый каолин, позволяющий получать белый фон изделия, который относительно легко раскрасить в любой цвет. В Японии каолин был найден на острове Косю, в силу чего именно там в XVII в. родилось несколько школ японской керамики, в частности в г.Арита. Изделия характеризовались тонкостенностью, прочностью и легкостью одновременно. Расписывались они яркими синими цветами по белому фону, а поставлялись из порта Имари, откуда и пошло название школы. Первоначально фарфор Имари изготавливался под влиянием корейских керамических школ, однако позже влияние Китая оказалось доминирующим, технология сменилась. Сакайда Какиэмон придумал способ нанесения на белый фон оранжево-красных тонов, после чего керамика школы Имари не знала себе равных и составила на рынках Европы конкуренцию даже китайскому фарфору. Спустя некоторое время сразу несколько европейских керамических центров перехватили стиль школы Имари, после чего она получила общемировое распространение. Развитием школы в самой Японии стала керамика Кё (стиль Кёмидзу), созданная тремя керамистами: Окуда Эйсэном, Аоки Мокубэем и Огатой Кэндзан. По сей день название "старый Имари" можно встретить в торговых каталогов, как обозначение японского фарфора тех времен.

Керамика Бидзен. В истории развития керамики в Японии провинция Бидзен играла особую роль, поскольку именно там впервые было использовано массовое производство. Конечно, нельзя сказать, что в Бидзен применяли исключительно одну технологию, но все же традиционно считается, что в декорировании сосудов Бидзен не использовалась глазурь, а свой уникальный цвет и фактуру она приобретала и приобретает в результате длительного - от двух недель до месяца обжига при температуре 1300 градусов при условии добавления черного или зеленого местного песка в глину. Именно он и придает изделиям Бидзен своеобразную окраску, которую на первый взгляд можно назвать невзрачной и незаметной. Однако если вспомнить, что именно это и есть главное достоинство дзен, то становится понятным, почему именно эта керамика пользуется особым почетом, уважением и даже преклонением в Японии, да и во все мире. Дополнительное декорирование могло быть осуществлено самыми разными способами и стилями предварительно обработки сосуда. Прочитать о стиле Бидзен можно в статье, посвященной истории керамики.

Школа Римпа. Считается одной из крупнейших школ японской живописи. В ней можно проследить дальнейшее развитие стиля ямато-э Хонъами Коэцу, получивший от Тoкугaвa Иэясу в 1615 гoду учaстoк зeмли нa сeвeрo-зaпaднoй oкрaинe Киoтo. Место это называлось Тaкaгaминэ, а Коэцу при поддержке состоятельных покровителей одной из буддистских сект (школы Нитирэн-сю) и старой аристократии Киото пригласил туда каллиграфов, живописцев и других мастеров. Коэцу был обязан поставлять своим покровителям некоторое количество произведений керамики. каллиграфии и лакированных картин-гравюр (маки-э), украшенных золотой и серебряной пудрой, в силу чего удалось организовать соответствующее производство. Взаимодействие с Тавараем Сотацу привело к возможности создания целой школы популярного нового направления в живописи. Школа Римпа породила такое количество выдающихся художников, что перечисление их оказывается сложной задачей. Упомянем нескольких из них. В первую очередь это Огата Корин, чьи картины оказали влияние не только на Японию, но и на европейскую школу модерна. Одним из самых выдающихся мастеров считались и Огата Кэндзан, Тэцуя Номура, Сакай Хойтсу.

Такагаминэ. "Артистическая деревня", основанная Хонъами (Хоннами) Коэцу на земле, пожалованной ему Тoкугaвa Иэясу в 1615 в окрестностях Киото. В деревню Коэцу пригласил выдающихся мастеров того времени. Концентрация живописцев, керамистов, каллиграфов и знaмeнитыx мaстeрoв пo изгoтoвлeнию бумaги и кистeй привела к созданию нового стиля в живописи, повлиявшего на все дальнейшее развитие искусства - школы Римпа.

Театр Но или Ногаку (Nogaku) - один из пяти жанров театральной Японии (кроме ногаку есть еще бугаку, кёгэн, кабуки и бунраку). Расцвет именно театра Но пришелся на XIV век, когда возник и развился дзен-буддизм, чье мировоззрение и легло в основу жанра. Но первоначально был связан с религиозными ритуалами и сюжеты тоже имели религиозный смысл. До сих пор существует вариант, когда в постановке сочетается синтоистский обряд и танца Но (такая постановка называется камиута), он считается старейшим вариантом театра. Цель постановок неизменна - показать внутренний дух событий, людей и предметов, а не внешнюю форму. Текстами пьес являлись короткие песни - мидзикаута, которые позже перешли в форму хайку.
В 1375 г. театр поддержал сёгун Асикаги Ёсимицу, в результате чего все направление получило широкое признание. Спектакль театра Но длится от 30 до 120 минут, все роли исполняют только мужчины. Тематически могут быть только пять вариантов постановок театра Но: божественные, военные, смешанные, женские и демонические. На сцене обязательно присутствие декорации-сосны, по которой, согласно синтоистскому преданию спускаются боги с неба). В театре Но обязательно используются веера, которые могут быть использованы в качестве любого предмета: мечей, сосудов, трубок, бутылок и т.п.
Исполнители ролей делятся на четыре типа: ситэ, являющийся основным актером (в свою очередь ситэ считаются и его партнер цурэ или ситэцурэ, хор дзютай и актеры второго плана - кокэн); ваки - противоположный ситэ персонаж (или дополнительный) вместе с вакицурэ; кёгэн, чья задача "заполнить паузу" и разыграть интерлюдии; хаяси - музыканты, играющие на традиционных инструментах театра Но: флейте и трех разных типах барабанов.
Ситэ и его цурэ должны носить особые деревянные маски, которые ситэ могут сделать любым персонажем. Не надевается маска в случае, если ситэ играет зрелого мужчину. Коката (актеры-подростки) и кокэн маски тоже не надевают. Маски обычно вырезаются из кедра и являются выдающимися произведениями искусства. Каждая маска что-нибудь означает, но разобраться в этом обычно непросто. Перед началом представления ситэ долго всматривается в маску, пока не сливается с образом, после чего они становятся неотделимы друг от друга.
В настоящее время осталось только около 250 пьес театра Но, тем не менее он остается очень популярным и в наше время.

Э-ута

Художники Японии.



Таварай Сотацу. Один из крупнейших художников Японии вообще и XVII века в частности (эпоха Токугава). Начал простым ремесленником, расписывающим веера. Отсутствие классического художественного образования тех времен и взаимодействие с выдающимся каллиграфом Хонъами Коэцу привело к тому, что они оба взялись за переосмысление произведений импрессионистов чем-то похожи на этот метод и сходство не совсем случайно). Это позволяло Коэцу писать без оглядки на фоновое изображение, чьи резкие и четкие линии мешали бы каллиграфии. На самом деле не все так просто. Правильнее утверждать, скорее, что на картинах Сотацу есть четкое изображение фигуры (или цветов), есть размытый фон и размытые же элементы, где и наносилась каллиграфическая подпись, которая органично сливалась уже и самим изображением, порождая первые картины-стихи.
Следом Сотацу развил метод тарасикоми, суть которого в том, что на картину кладутся по меньшей мере два слоя красок, причем верхний на влажный нижний. В результате они сливаются. Строго говоря, метод придумали китайцы, но Сотацу довел его до совершенства и придумал новые эффекты. Сотацу же принадлежит и метод монохромной живописи (т.е. одноцветный рисунок тушью для каллиграфии).
Позже Сотацу и Коэцу стали основателями художественной школы Римпа - выдающейся школы японской живописи. Знакомство Сотацу и Хонъами Коэцу произошло при императорском дворе, куда Сотацу был приглашен в качестве художника для росписи задних планов каллиграфических надписей. Однако основным объектом приложения таланта Таварая Сотацу были декоративные ширмы, получившие особую популярность в те времена. Эпоха Токугава требовала от зрителя и художника не просто умения видеть картины, но еще и знаний классической японской поэзии, что означает, что понять картины Сотацу и его школы можно только после прочтения соответствующих произведений.

Хонъами Коэтсу или, иначе или Хоннами (Хонами) Коэцу (в английском варианте Hon’ami Koetsu) - один из выдающихся керамистов, каллиграфов и художников Японии. Крайне интересная личность во всех смыслах. Происходил Коэцу из одной из самых известных фамилий ремесленников Японии. Только вот вся его семья производила известнейшие на всю страну... мечи. К тому же, производила очень давно - еще со времен первых сёгунов Асикаги. В свое время за оценкой мечей тоже стали обращаться к ним. В эпоху Муромати семья достигла зенита своей славы, получив покровительство сразу нескольких кланов даймё, в том числе Имагавы Есимото, Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги (в те времена это был не только один из знатнейших аристократов, но еще и левый министр императорского дворца, т.е. попросту регент). Кстати, Коэцу - это имя, а Хонъами - фамилия (и происходила она попросту от названия переулка, где жили мастера).
Но Коэцу занялся совсем другим. Он был и художником, и керамистом, занимался лаковой росписью, не знал равных в искусстве каллиграфии, наконец, считался одним из известнейших знатоков искусств и литературы. Его считали прямым преемником художников и поэтов времен Хэйанской эпохи. Во всех областях он достигал таких невероятных вершин, что получил невероятную же известность. Именно Коэцу придумал жанр "картина-стихи" или Токугавы, наконец, для него были открыты почти все аристократические дома, а для Японии тех времен это - практически невероятное событие. Получив себе во владение участок земли, Хонъами Коэтсу организовал на нем в 1615 г. артистическую деревню Такагаминэ, куда собрал лучших мастеров во всех областях искусства, следующих пути дзен. Образовавшаяся в результате школа искусств всему миру известна под именем школы Римпа. Его ближайшим соратником стал Таварай Сотацу - второй основатель школы и еще один из крупнейших художников Японии, чью художественную манеру во многом определил его учитель Коэцу.
Хоннами Коэцу прожил 79 лет (1558 - 1637 гг.)

Эри Такеши (Такаши) - современный мастер каллиграфии, в настоящее время проживает в США. Посмотреть ее работы можно здесь. Работает в классическом стиле, адаптируя его к современным условиям. Несколько раз выигрывала национальный японский конкурс на звание лучшего каллиграфа, ее работы удостоены чести находится в Музее искусств в Осаке.

Hokusai Хокусай

Японская чайная церемония



Чайница (чаки) - маленький сосуд с крышкой, где хранится измолотый в пыль чай для чайной церемонии ДОПИСАТЬ

Тядзин - мастер чайной церемонии, живущий согласно законам и духу ваби, что означает, что он проникся духом поэзии, ведет жизнь согласно буддистским законам, к тому же обладает внутренней тишиной и уединением. С точки зрения философии в центре всей концепции лежит идея

Вагаси - японские сладости для чайной церемонии. Первоначально в этом качестве использовались "естественные" сладости: фрукты, растения и т.п. Однако позже, в VIII в. из Китая были завезены кондитерские изделия, которые готовились из смеси клейкого риса и пшеничной муки. Японцы талантливо переработали китайские рецепты, добавили туда национальные сладости, в частности, пасту из красной фасоли, сладкий картофель и т.п., и получили совершенно необычные блюда. В классической чайной церемонии вагаси должен не только по вкусу соответствовать используемому чаю, но и запах, вид, цвет и даже осязательные свойства тоже должны согласоваться с чаем. Современные вагаси часто используют всевозможные желирующие добавки, такие как желатин или агар-агар. "Европейские" сладости в Японии тоже используют, но их не принято использовать в чайной церемонии.

Тяван - чаша, из которой пьют чай по время японской чайной церемонии. Чаши бывают самого разного вида, размеров и стилей, различные виды используются для т.н. тонкого и толстого чая. Это буквальный перевод слов усуча и койча, которые по сути различаются консистенцией. Тонкий чай это примерно то, что все под словом «чай» подразумевают, койча похожа скорее на пасту. Усуча требует примерно получасовой церемонии, койча – часа полтора. Полная чайная церемония может длиться и все четыре часа. Во время летних церемоний используют мелкие чашки, в которых чай остывает быстро, во время зимних – более глубокие. Чашки обычно носят имена владельцев или создателей. В особо торжественных случаях извлекаются чашки, чей возраст измеряется несколькими столетиями (если их набралось четыре, чашки становятся просто легендарными, ибо самой японской чайной церемонии около 500 лет). Лучшие из чашек передают в руки как высоко ценимые драгоценности. Приветствуются различные отклонения от «правильной» и равномерной формы, которые часто делаются выпуклыми и считаются «лицом» чашки. Готовящий чай передает чашу лицом к гостю. Гость должен взять чашку, извиниться перед следующим за то, что он оказался первым, повернуть чашку лицом к тому, кто ее подал, и только тогда пить.

Тя-но ю. Японское название японской же чайной церемонии. Церемония была завезена вероятно из Китая вместе с буддизмом. Учитывая, что в Японии развился дзен-буддизм, то и чайная церемония построена на ритуалах сосредоточения и созерцания. Первоначально тя-но ю вообще была одной из форм медитации, однако позже стала не только формой коллективных чаепитий, но и возможностью неспешно обсудить практически все стороны жизни, исключая те, которые вызывают возмущение духа. Традиционно считают, что у японской чайной церемонии есть четыре основных принципа: тишина, покой («сэки»), гармония («ва»), чистота («сэй»), почтительность («кэй»). Время проведения церемонии может быть самым разным. Ночная церемония проводится при свете луны и заканчивается не позже четырех часов утра (когда проходит час быка). В этой церемонии чайный порошок готовится прямо во время церемонии, а чай отличается исключительной крепостью.
С 4 до 6 утра может быть церемония, связанная с восходом солнца.
Следующая церемония - утренняя, обычно проводится в жару и начинается около шести утра.
Послеобеденная чайная церемония интересна тем, что из еды подаются только
вагаси.
Вечерняя церемония начинается около шести вечера.
Еще одна церемония называется риндзитяною и считается ритуальной. Такая церемония проводится по поводу важнейших событий, встреч или праздников. Ритуальное самоубийство - харакири (сепукку) тоже проводилось после соответствующей чайной церемонии. В этом случае мастер тядзин был обязан подготовить гостя к ответственному шагу.

История Японии



Фудзивара (дословный перевод означает "поле глициний") - один из четырех самых выдающихся и влиятельных кланов (домов) в Японии (остальные три: дома Тайра, Минамото и Татибана). Практически все время Фудзивара оставались регентами или советниками императоров Японии, зачастую управляя страной вместо последних. Весь период Хэйан страной управлял именно этот клан. Кстати, именно при Фудзивара имя Японии сменилось с Ямато на Нихон.
Ослабление клана Фудзивара привело к переходу власти в руки клана Тайра, успешно сражавшегося со своими основными противниками - кланом Минамото до 1182-1185 гг., когда Минамото, создав самурайское войско, все же победил в этом многолетнем сражении, полностью уничтожив клан Тайра. С этого момента в Японии устанавливается сёгунат - форма власти с неограниченными правами военных правителей - сёгунов. Первые сёгуны происходили из рода Минамото и назывались Камакура сегунатом, вторые - из рода Асикага (Муромати), третьи - из рода Токугава.

Период Хэйан - один из самых спокойных периодов в истории Японии. Слово хэйан означает мир и спокойствие. Длился с 794 по 1185 гг. и начался с переноса столицы из г.Нара в г.Хэйан (Киото). С исторической точки зрения, весь этот период характеризуется становлением феодальной системы японского общества, отделением от китайского влияния и расцветом японских жанров искусств, в первую очередь - поэзии танка. Этому способствовало и изобретение собственной слоговой азбуки, которая и позволила отделить народные песни Японии от собственно китайских литературных стилей и влияния.

XVII столетие считается в Японии поздним Средневековьем и называется эпохой Токугава по имени сёгунов правящего дома. Правда, на самом деле Токугава-дзидай длился гораздо дольше: с 1603 по 1867 гг. Правление Токугава наступило после периода феодальной раздробленности и непрерывных гражданских войн, которые закончились установлением власти военного правительства или сёгуната. Первым правителем эпохи был Токугава Иэясу.
Сам Иэясу вначале служил самураем клана Есимото, сражавшегося с Ода Нобунагой - одним из людей, сыгравшим огромную роль в объединении Японии. Имагава Ёсимото был убит в сражении с Нобунагой, после чего Токугава перешел на сторону Нобунаги и далее сражался вместе с талантливым полководцем Тоётоми Хидэёси во всех крупных войнах и сражениях тех лет. Нобунаге удалось полностью уничтожить сёгунат Асикага, сделав ставку не на самураев, а на ополченцев, вооруженных огнестрельным оружием, завезенным из Европы (вместе с не очень прижившимся в Японии христианством). Смерть Нобунага в 1582г. привела к конфликту Хидэёси с Токугава, однако дело решилось миром и только после смерти Хидэёси (1598 г.) Токугава начинает борьбу за собственную власть. . Через пять лет, в 1603г. он провозглашается сёгуном и принимает "Уложение о самурайских родах", где за самураями были закреплены права аристократического сословия, в том числе "право меча", позволявшего убить любого простолюдина.
Несмотря на законодательно закрепленную власть, это был последний сёгунат в Японии, с постепенным ослаблением власти даймё (крупных феодалов, а позже - военных губернаторов и владетельных князей) и деградацией самурайства. В это время Япония приняла решение о самоизоляции от любых посещений иностранцев (хотя поддерживала контакт с голландцами), что с одной стороны положительно сказалось на развитии искусств и ремесел, а также росте городов, с другой привело к возникновению тоталитарно-полицейского государства.
В 1868 г. при поддержке Англии император Японии в результате "революции Мэйдзи" сумел вернуть себе власть и с сёгунатом было покончено окончательно.
С точки зрения изобразительного искусства эпоха характеризуется тем, что времена рождения и становления различных жанров уже прошли. Время требовало не просто делать росписи, но и связывать их с известными сюжетами класссической литературы и живописи. Токугава запретили строить феодальные замки, а декоративной живописи пришлось обратиться к другим приемам (до этого была популярна настенная живопись), в частности тогда на передний план вышла задача росписи ширм, и в этом направлении особенно выделяется
Таварая Сотацу, основатель школы Римпа и создатель различных техник росписи задних планов изображений на веерах, ширмах и каллиграфических надписях. В это же время расцветает искусство многоцветных гравюр и японской керамики и фарфора. Искусство японской чайной церемонии достигло своего расцвета в это же время (как и дзен-буддизм).

Kamakura period Кама?кура (??) — исторический период с 1185-го по 1333 г. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям. Ёритомо Минамото собрал войска и в 1180 году снова начал войну, одержав победу в 1185. Он заставил императора признать своё господство и устроил свою ставку в приморской деревне Камакура. В 1192 году он завершил формирование власти, расправился с врагами и бывшими союзниками и присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец). В 1199 году он умер, передав власть старшему сыну Ёрииэ, который тут же стал жертвой интриг. Далее долгое время власть была в руках регентов Ходзё, а к 1219 мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний ребёнок клана Фудзивара. В 1333 году, когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати. Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и формирования сословия — самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. Muromachi После этого Период Му?рома?ти (яп. ???? муромати дзидай; 1336 — 1573) — период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати. Название периода происходит от наименования местности Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая. История 235-летнего правления сёгуната Асикага началась в 1336 году, когда противостояние императора Годайго и сёгуна Асикага Такаудзи положило начало существованию Северного и Южного правительств. Годайго, будучи свергнутым Такаудзи, бежал на юг, в Ёсино, где основал свой двор. Асикага Такаудзи обосновался в столичном районе Муромати, где в 1338 году была открыта ставка сёгуна. История сёгуната Асикага закончилась свержением 15-го сёгуна Асикага Ёсиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году. События, происходившие с преобразований 1493 г. стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положил Мятеж годов Онин (яп. ???? о:нин но ран) в 1467 году. К Периоду Муромати относятся следующие замечательные события: Бронзовое зеркало входит в число императорских регалий Японии, которые происходили от самой богини Аматерасу. А дело было так. Однажды император Японии повелел написать хронику, где его род происходил бы от богов и доходил до времени жизни этого императора (шел 697 г. н.э.) Хронику взялись писать принц Тонэри и Фудзивара-но Фухито. Так появился 31 том «Нихон сёки» или «Нихонги» («Анналы Японии»). Первые два тома описывают мифологию, 3-30 тома - хронику, а 31 - геральдическую информацию, но он был утерян (видимо, кого-то она не устраивала). Мифологию Древней Японии описывали еще две книги: «Кодзики» (записи о делах древности) и «Фудоки» (описание обычаев и земель), но там мифы и реальность тщательно запутаны.
Если опустить историю появления самых первых богов и перейти сразу к "главным", то ими были двое: Идзанаги и Идзанами. Их историю мы тоже опустим, скажем только, что первыми детьми были: Аматэрасу - Солнце, Цукиюми - Луна и Сусаноо - Порывистый Бог-Муж. Младший братец был сущим наказанием, дело дошло до того, что родители готовы были его наказать, но он упросил их проститься с Аматэрасу, пришел к ней в дом и там задержался надолго, причем везде успел нашкодить. Он и поля испортил, и ткацкие чертоги разрушил, да еще и ее подруг погубил, под занавес нагадил на стол на празднике (дословно). Тут-то Аматэрасу ушла в грот и не появлялась. Наступила тьма.
Боги пытались выманить Солнце назад, но ничего не выходило, пока не придумали хитрость: они стали делать вид, что празднуют что-то у нее под дверью. Как и всякая женщина, Аматэрасу была любопытна и спросила, что происходит. Ей сказали, что есть женщина, более красивая, чем она, вот ее-то появление все и празднуют. После этого поставили напротив двери в грот зеркало. Но так, чтобы было плохо видно отражение. Аматэрасу открыла дверь и сделала шаг, чтобы увидеть получше. Зеркало отнесли на шаг назад... Так постепенно и выманили Солнце назад.
Ну, а зеркало вместе с драгоценностями и мечом стали императорскими регалиями Японии (император в конце концов происходил от Сусаноо, который исправился и стал вести себя хорошо). Меч был утрачен во время великой битвы Тайра с Минамото в 1185 г. Погиб весь клан Тайра, меч ушел на дно и его пришлось заменить. Но об этом мало кто знает.

Если начинать историю древней Японии примерно бронзового века, то нам нужно будет перенестись в 300 или даже 900 г. до н.э., в эпоку, которая называется периодом Яёй. Продлился он примерно до 300 г. н.э. Еще более древней эпохой считается период Дзёмон, который длился с последнего оледенения, т.е. примерно с 10-13 тыс. лет до н.э. по 300 г. до н.э., http://ceramics-pottery.ru/article/107/?PHPSESSID=4b8701eccea2b785c91741898810dd37 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F http://www.keramart.com/stati/voskhititielnaia_prostota.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D1%81%D0%B8%D1%86%D1%83 http://www.seito.ru/nihon/chanoyu.html Каменная масса. Каменная масса - тугоплавкий, непрозрачный материал для керамических изделий, образующий плотный, спекшийся черепок. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/92709/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F Обычно художественные изделия из каменной массы покрывают прозрачной кристаллической или матовой глазурью, а также украшают тонким рельефом. материал для керамических изделий (см. Керамика), близкий к фарфору, но непрозрачный, имеющий плотный, почти без пор, черепок (главным образом серый пли коричневый). Изделия из К. м. обычно покрывают прозрачной кристаллической или матовой глазурью, нередко украшают тонким рельефом. В Китае появление К. м. предшествовало изобретению Фарфора, в Европе К. м. известна с 15 в. С 1880-х гг. К. м. возродилась в производстве посуды, подражающей стилям 15—18 вв. В 20 в. используется в основе для декоративных целей. http://community.livejournal.com/all_china/67468.html http://www.vsakura.ru/other/keram.aspx http://web-japan.org/nipponia/nipponia32/ru/feature/feature01.html

Япония. Особый образ жизни.



Ваби. Что это такое может объяснить только дзен-буддист. Суть сводится к наличию внутренней силы, которая вне никак не проявляется, т.е. сильный духом человек живет скромно, одиноко, тихо и мирно. С философской точки зрения центральным учением дзен-буддизма, как и всей мадхъямики - одного из двух направлений буддизма - является идея, что истина оказывается некоторым абсолютным состоянием с чистой формой и материей, при этом она представляет из себя пустоту. В западной философии эта идея чем-то перекликается с Кантом. Если попробовать все объяснить "на пальцах", то можно свести все к утверждению о том, что истина лежит посередине. Она не материя и не форма, она ничто. С практической точки зрения подобное учение было полезно тем, что привело к открытию понятия нуля в математике.
Аристократия эстетика дзен Токонома Токонома появилась в японских домах под влиянием эстетики дзэн, и традиционно представляет собой неглубокую нишу в главном помещении, в которой располагается одно или несколько произведений искусства. Гравюра, свиток каллиграфии, цветочная композиция икебана, или курильница для благовоний, здесь располагаются те предметы, которые способны создать возвышенный настрой для более утонченного восприятия повседневной жизни. modern





http://japanese-tea-ceremony.net/tearooms.html http://japanese-tea-ceremony.net/ceremony_process.html

Художественные и керамические термины.



Формовка

Техника обратного набора. Есть два способа набора мозаик: прямой и обратный. В первом случае декоративные элементы выкладываются на основе, во втором сначала набирается изображение, после чего наращивается фон. В керамике тоже существует способ обратного набора.

Нормальный способ - это формуется основа - чаша, или тарелка, или пластина, затем на ней выполняются декоративные элементы тем или иным способом. Так работает весь мир. Обратный набор это род мозаичной техники. Так я делал чаши и пласты (токонома). Из фрагментов нужного цвета формы и фактуры (обычно из разноцветных или яшмовых, а также шамотной масс) набирается - кусочек за кусочком, цветок, скажем, по лепестку - изображение, или его часть. Потом из более мягкой глины слой за слоем наращивается фон - или стенка чаши, и так понемногу всё изделие. Трудности кроме художественных те, что надо сделать всё главное в один приём, сколько бы это времени не заняло, и всё это время держать чашу в руках (ну почему рук так мало?) С пластинами проще - их можно переворачивать на стекле, а потом с обратной стороны проработать скалкой, только осторожно. Обжиг. Всякое глиняное изделие требует обжига для приобретения прочности и твердости. Существует несколько способов отжига, два считаются самыми распространенными: бисквитный отжиг проводится для предварительной обработки глины и предполагает дальнейший этап обработки, например, покрытие глазурью; глазурный отжиг проводится для высокотемпературной обработки глазури, в результате которой она окисляется, взаимодействует с различными частями глины, плавится, запекается и отвердевает.

Шамот Шамот (фр. chamotte) — огнеупорная глина или каолин, обожжённые до потери пластичности, удаления химически связанной воды и той или иной степени спекания. Шамотом также называют некоторые другие исходные материалы для производства огнеупоров, обожжённые с целью окускования порошков (нередко в смеси с глиной) и стабилизации свойств материала (высокоглинозёмистый, корундовый, цирконовый шамот) и кирпич, изготовленный с применением шамотной глины. В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40 % собственно шамотной крошки крупностью 0,2—2,5 мм, а также готовые обожжённые изделия из этой массы: шамотные вазы. Глазури, краски, ангобы Глазури Это тонкий стекловидный слой (0,1–0,3 мм), образующийся на керамических изделиях в результате нанесения специальных веществ, закрепленный путем обжига. Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, действия кислот, делает водонепроницаемым, улучшает другие свойства. Используется для декоративных целей. Глазурь по физическим и химическим свойствам можно рассматривать как силикатные стекла. Глазури отличаются большим разнообразием состава и свойств. Есть легкоплавкие и тугоплавкие. Легкоплавкие (до 1100°С) используют для подавляющего большинства художественных керамических материалов: фаянса, майолики, гончарных изделий. Тугоплавкие глазури используют для фарфора, каменного товара. По способу изготовления различают сырые и фриттованные глазури, по составу – полевошпатовые, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др. Кроме того, глазури могут быть прозрачные и непрозрачные, (глухие), цветные и бесцветные, матовые, кракле, с металлическим отливом, восстановительного пламени (металлические отблески), самосветящиеся, потечные. Керамические краски Керамические краски подразделяют на надглазурные и подглазурные. Надглазурные наносят на глазурованное изделие и закрепляют декоративным обжигом. Подглазурные наносят на неглазурованное изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают. Надглазурные отличаются меньшим блеском и стираются при продолжительной службе; подглазурные, будучи защищенными слоем глазури, являются очень долговечными. Надглазурные краски – это смесь пигментов с флюсами, подглазурные – смесь пигментов с глазурью. Флюсами для надглазурных красок служат специальные легкоплавкие стекла. Для надглазурных росписей применяют люстры и препараты золота. Люстр – раствор солей металлов в органическом растворителе (ка­нифоль в скипидаре, лавандовое масло). Бесцветный (ирризирующий) люстр изготавливается на основе оки­си висмута. После обжига остается пленка (бензин на поверхности во­ды). Окись висмута припаивает тонким слоем, в противном случае оста­ется пепел – температура обжига 720–750°С. Люстры разных цветов смешиваются друг с другом. Препарат золота – 10–12%-й – раствор соли золота в органических растворителях; температура обжига до 790°С. Органические соединения выгорают, остается тонкая молекулярная пленка чистого золота. В качестве керамических красителей используются также растворы солей металлов (кобальта, хрома, железа и пр.). При нанесении на сухое или утильное изделие они впитываются в черепок и становятся незаметными, но после обжига проявляются. Рисунок солями не имеет четкого контура, он мягок и акварелен. Ангобы Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, состоящее из глиняной массы, наносимой в сметанообразном состоянии на по­верхность изделия сплошным или несплошным слоем. Ангобы наносят на изделие для получения более гладкой поверхности, для маскировки нежелательной окраски, создания рельефного рисунка и т.п. Ангоб, как правило, наносят на сырые, слегка подвяленные изделия, например на майоликовые, для которых характерна такая отделка. Ангобы разделяют на глинисто-песчанистые и флюсные. Первые применяют на майоликовых и гончарных изделиях художественно-бы­тового или хозяйственного назначения. Флюсные ангобы применяются преимущественно в архитектурно-художественной керамике. Рецепт белого ангоба: глина беложгущаяся – 80%; кварцевый песок (молотый) – 20%; вода – влажность 60%. Цветные ангобы получают на основе белого, путем ввода красящих окислов металлов или пигментов (окислы меди, хрома, железа) в количестве от 3 до 15%. На изделие ангоб наносится окунанием, поливанием, пульверизацией, кистью, рожком, пипеткой. Потечная глазурь - это глазурь, которая наносится поверх бесцветной глазури или глазури иного, чем потечная, цвета. При обжиге такая глазурь растекается и получаются очень оригинальные эффекты. Основные технологические приемы лежат в способе нанесения глазури, химических добавках, равномерном или нет нанесении потечной глазури на основную и смешивание различных глазурей друг с другом (опять же с разной плотностью или нет).

Надглазурная живопись Краски наносят кистью или пером, затем изделия подвергают деко­ративному обжигу, в процессе которого краски сплавляются с глазурью и прочно закрепляются на глазурованной поверхности изделия. Надгла­зурная роспись после обжига характеризуется чёткостью, выпуклостью рисунка, а также большим разнообразием палитры (оттенков) красок и более интенсивным их звучанием, чем в подглазурной живописи. До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления (в случае неудачного нанесения рисунка) вплоть до снятия живописного слоя целиком при помощи смоченного в скипидаре тампона. После завершения декоративного обжига живопись также исправляют, повторив её в выгоревших местах, усиливая интенсивность звучания, прописав ещё раз полностью. После этого изделие обжигается. Для того чтобы надглазурные краски в процессе росписи плотно прилипали к поверхности изделия и не отслаивались при сушке, разводят их скипидаром и скипидарным маслом и тщательно растирают шпателем. Для керамической живописи применяют кисти беличьи, колонковые (рис. 8). Они очень эластичны. В зависимости от характера выполняемой работы используют кисти различной формы: мазковые, отводочные, пестроточные. Надо помнить, что керамические краски и цветные глазури в большинстве случаев после обжига резко изменяют свой цвет. Они становятся более яркими в силу происхождения в них сложных химических процессов при повышении температуры обжига, в результате чего образуются окрашиваемые соединения, которые и придают интенсивное звучание декору. Для получения нужного цвета или оттенка рекомендуется пользоваться так называемой контрольной палитрой (образцы обожжённых красок), где каждый цвет краски значится под определенным номером. При росписи также необходимо учитывать температуру обжига каждой используемой краски (вначале следует наносить краски с более высокой температурой плавления, например пурпурные) во избежание выгорания легкоплавких при декоративном обжиге. Нужно знать, какие краски можно смешивать на палитре в процессе работы, а какие при этом могут дать грязный тон. Лучше смешиваются синие, фиолетовые, пурпурные краски. Тёплые краски при смешивании друг с другом могут растворяться одна в другой. Пурпурные (золотосодержащие) и синие примешиваются почти ко всем краскам, кроме красных на основе селена и хрома. Синие с жёлтыми и пурпурными – хорошие смеси. Красная коралловая не смешивается ни с чем. Красные на основе селена смешивают друг с другом. Нанося на керамический материал слой краски, важно уметь пользоваться кистями, набирая краску лишь на кончик кисти или на одну сторону (для мазка с растяжкой). Подглазурная роспись При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность изделия, после чего глазуруют, а затем подвергают политому обжигу. В этом случае декоративный (муфельный) обжиг не проводится. Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный – живопись по утилю (изделия после первого обжига). В живописи по сырому изделию краски наносят на подсушенное изделие, находящееся в суховоздушном состоянии. По сравнению с надглазурной подглазурная живопись более долговечна и прочна, т.к. сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. В подглазурной росписи сложность процесса заключается в том, что краски имеют способность прочно впитываться в черепок утильного изделия и даже при тщательной очистке ненужной краски на этом месте после обжига обязательно останется тёмное грязное пятно. Нельзя перекрывать неудавшийся мазок – получится глухое пятно. Подглазурная роспись требует точности и выразительности мазка. Примером мастерского владения техникой может служить роспись кобальтом гжельских изделий. Роспись солями оксидов металлов осложняется тем, что эти растворы в большинстве случаев представляют собой бесцветные жидкости, и трудно ориентироваться в том, какой по качеству и силе звучания положен мазок. После нанесения растворов солей они, впитываясь в поверхность изделия, как бы исчезают, не оставляя внешнего следа и проявляются только после обжига. Для облегчения работы с солями к ним добавляется немного красителей (чернила, акварель), которые во время обжига выгорают. Декорирование глазурями Для придания изделиям художественной керамики наиболее декоративного и эффектного вида применяют различные глазури. Глазурь наносят на материал следующими основными способами: окунанием, поливом, пульверизацией, а также кистью. Окунание производят вручную погружением изделия в бак с тща­тельно перемешанной глазурной суспензией, по консистенции напоми­нающей сметанообразную массу. Этот способ широко применяется при сплошном нанесении глазури на небольшие предметы и при частичном покрытии поверхности изделия глазурью. Поливка применяется при глазуровании изделий, требующих покрытия глазурью только с одной стороны (например облицовочные плитки), а также при глазуровании внутренней поверхности посуды. Излишки глазури при этом выливаются. Пульверизация применяется главным образом при глазуровании громоздких и легколомающихся тонкостенных изделий, а также необожжённых изделий, учитывая, что при таком способе глазурования они не размокнут. Кистью наносится глазурь при частичном глазуровании и при использовании нескольких цветов глазури на одном изделии. Для фарфора и фаянса более характерен декор прозрачными глазурями. Декорирование потёчными цветными глазурями ведут обычно на майолике. Для майолики и гончарных изделий применяют легкоплавкие глазури (температура плавления не выше 1000?С), которые подразделяют на свинцовые, щелочно-свинцовые, борно-свинцовые, бессвинцовые. Бесцветные глазури характеризуются тем, что в их материалах отсутствуют красящие соединения, обладающие свойством при обжиге растворяться в глазурной массе. Окраска цветных глазурей объясняется введением в состав бесцветных глазурей пигментов в виде оксидов определённых металлов и их солей. В синей глазури цвет обусловлен введением в состав глазури оксидов или солей кобальта. Голубой цвет определяется наличием оксида меди, создающего красивые голубые и бирюзовые цвета. Зелёный цвет различной глубины и оттенка зависит от присутствия оксида меди. Оксид хрома окрашивает глазури в яркие, но малопрозрачные зелёные тона. Жёлтый цвет получают при введении в глазурь оксида железа и оксида сурьмы. Эмаль – разновидность глазури. Это непрозрачная глухая глазурь. Эмаль применяется для цветных керамических материалов в качестве грунта, на котором пишут красками, и для росписи изделий из цветного материала. Как грунт в основном применяют белую эмаль, наносимую на изделие методом поливания. После того, как эмаль подсохнет, по ней пишут с помощью кисти керамическими красками. После обжига создаётся впечатление, будто краски слегка тонут в эмали, давая нежные и глубокие контуры рисунков. Роспись по сырой эмали требует от исполнителя свободного владения кистью, уверенного мазка и большого навыка. Она представляет собой самую сложную технику живописи для майолики. Для росписи изделий из красножгущихся глин применяют широкую палитру цветных эмалей. Роспись ведут техникой резерважа. Для этого эмали, предназначенные для нанесения живописного одноцветного или многоцветного рисунка, смешивают с раствором воска, скипидара и глицерина, а затем кистью пишут на предварительно очищенном от пыли изделии, используя полученную жировую эмульсию. После выполнения рисунка изделие окунают в чан с глазурным шликером. Шликер пристаёт к свободным пористым участкам, не покрытым глазурью. В процессе обжига жировой состав выгорает, а рисунок, нанесённый глазурью, остаётся. Необычный художественный эффект достигается при украшении художественных изделий так называемыми перегородчатыми эмалями. На изделии выполняются перегородки высотой от 1 до 2 мм, разделяю­щие контуры цветовых пятен, которые будут в дальнейшем нанесены на изделие. В процессе глазурованного обжига эмали расплываются и за­крепляются на изделии, при этом контуры цветовых пятен будут четко проявляться. Этот способ широко применяют для производства архи­тектурно-художественной керамики (майоликовые вставки, панно). Дефекты глазури. Часть дефектов связана с неправильным подбором состава глазури к материалу, из которого сделано изделие: это цек – сеть мелких волосяных трещин на глазури, а также отслаивание глазури. Другая группа дефектов связана с неправильно выбранной температурой обжига изделий. При завышенной температуре обжига наблюдается сухость глазури – снижение блеска и шероховатость, матовость – при заниженной или завышенной температуре, плохой разлив, волнистость, слабый блеск – при недожоге, т.е. заниженной температуре обжига. При неправильном нанесении глазурного шликера могут возникать натёки – утолщения глазури в отдельных местах изделия. При плохой очистке глазуруемого изделия от пыли и жира могут возникнуть плешины – отсутствие глазури в отдельных местах. С той же причиной связана сборка – стягивание глазури в капельки и складки. При заниженной температуре утильного обжига могут образоваться наколы – точечные впадины, при слишком быстром нагреве в интервале температур 800–1000?С – пузыри или прыщи. http://abc.vvsu.ru/Books/osn_tehn_hud_keram_up/page0006.asp

Плавкость глины определяется соотношением двух главных компонент: трудноплавким глиноземом и легкоплавким кремнеземом, хотя неверно считать, что чем больше кремнезема, тем легче плавится глина. Если кремнезем не может вступать в реакцию с глиноземом, он будет затруднять плавление. Кроме того, добавление различных веществ позволяет варьировать температуру плавления глины в очень широких пределах. В частности, легкоплавкие глины содержат основные (щелочные) добавки, которые называют флюсами или плавнями. К таким добавкам относятся: магнезия (MgO), щелочные соли, известь (CaO), окислы железа, меди, марганца. Количественной характеристикой можно считать огнеупорность глины. Легкоплавкими считаются глины с огнеупорностью менее 1350С, тугоплавкими - от 1350 до 1580, огнеупорными - свыше 1580 С.

Контррельеф - нечто, "против рельефа", как это видно из самого образования слова. Иногда его называют еще негативом барельефа, а суть термина в том, что если барельеф - это скульптура, где изображение поднимается над фоновой плоскостью - оно выпуклое, то контррельеф - это углубленный рельеф, "вогнутый". Обычно глубина контррельефа или высота барельефа меньше или равна половине объема, иначе это будет горельеф, при котором возможно все, даже почти полный отрыв фрагмента от фона. Контррельеф на керамике может наноситься самыми разными способами и по разным технологиям. В.Юделевич использует гравировку, которая наносится так же, как обычная гравировка.

Импрессионизм - направление в искусстве (обычно речь идет о живописи или музыке), родившийся во Франции, во второй половине XIX в. Главной целью импрессионизма стало правильное отображение цвета и света в атмосфере, что потребовало переделки художественного мировоззрения тех времен заодно с техникой исполнения. В живопись вернулись яркие цвета, можно утверждать, что имело место возвращение к некоторому классическому представлению о живописи. Самыми известными представителями этого направления в изобразительном искусстве стали Мане, Моне (это разные художники), Ренуар и Писсаро. Во главу угла в импрессионизме и всех последовавших за ним жанрах европейской живописи было поставлено индивидуальное видение мира художником, в силу чего реализм отошел в сторону, заодно упало значение школ живописи и вообще собственно техника живописи. Стали допустимы любые вольности с техникой, которые с этого момента благополучно списывались на это самое внутреннее видение мира. Как следствие этих процессов, рынок художественных произведений стал формироваться не экспертами, а маркетологами, что тоже привело к резкому падению уровня техники живописи и ее художественной ценности. Таким образом, импрессионизм оказался первым из сильно неоднозначных достижений человечества в области изобразительного искусства.

Стаффаж. Слово немецкое (staffage), происходит от staffieren (украшать картины фигурами), а означает использование в пейзажах небольших фигур, в основном, людей и животных оживления вида. Фигуры эти второстепенны и часто вписывались в картину даже не самим автором, а кем-то другим. Стаффаж был сильно распространен в XVI-XVII вв., когда в живописи стали популярны сцены мифологического и религиозного содержания.

Кракле и кракелирование - художественный прием имитации старины, заключающийся в том, что на предмет наносятся искусственные мелкие трещины, которые возникли бы естественным образом за длительное время. Метод родился из желания подделать работы старых мастеров, однако обрел такую популярность, что сегодня любой человек может купить специальные краски или лак, которые создадут такой эффект. "Принцип действия" достаточно прост, главное, чтобы один (обычно верхний) слой лака или краски сох быстрее нижнего, тогда он начнет стягиваться и тянуть за собой нижний слой, которому ничего другого не останется, как трескаться.

Акватинта. Слово происходит от двух итальянских: aqua — вода и tinta — оттенок (в современном итальянском само слово выглядит как acquatinta). Это один из способов техники глубокой печати - офорты (металлической гравюры). Суть техники в том, что на печатную форму (это может быть медь, цинк, сталь) наносится одна из смол, способная выдержать концентрированный раствор азотной кислоты (иногда - других кислот). Самые популярные - канифоль или асфальтовая смола, но бывают и другие. При нагревании смола растекается по поверхности, оставляя некий промежуток между своими частицами. Потом все заливается кислотой, которая протравливает поверхность на разную глубину (на поверхности появляется множество точек). Размер зерна (гранул) смолы будет определять тональные и фактурные характеристики рисунка. Предварительная обработка доски разными абразивами позволяет варьировать эти характеристики в очень широком диапазоне. В силу этого техника считается достаточно сложной и требует качественного оборудования и опыта работы.

Техника свободного или ручного литья. Что такое техника ручного или свободного литья по гончарной основе лучше всего посмотреть на старом сайте (http://www.e-uta.ru/oldsite/new2.html). Суть техники в том, что жидкая глина не заливается в соответствующую гипсовую форму, как это происходит обычно для промышленного производства керамики, а свободно стекает, образуя волны, наподобие того, как дети льют из песка как бы оплавленные фигурки или как это делал великий Гауди. В момент, когда глина еще пластична, но уже не течет, ее нужно аккуратно вручную сформовать в нужную форму. На эту тему можно посмотреть чашу "Ночная река" на старом сайте Э-ута

Шликер — это некоторая масса, состоящая из полевого шапата, кварца и каолина. Кроме того, измельченная керамика, смешанная с водой, тоже называется шликером. Водные суспензии различных глиняных составов, которые используются в современном производстве керамики методом литья в гипсовые формы, тоже называются шликерами. Первая смесь используется для изготовления фарфора, вторая - различных видов керамик. В данном случае имеется в виду именно второе определение шликера. Влажность шликера определяет скорость формирования слоя керамики и ее деформацию при дальнейшей обработке.

Льяные складки. Готика как стиль, в орнаментах характеризовалась геометрическими формами, не связанными, как раньше, с природными образами. Готических орнаментов есть несколько, в частности один из них - "льняные складки". Вы, наверное, видели окна, где каждый вертикальный сегмент сделан как бы из нескольких вертикальных полос. Гораздо чаще в поздней готике такими бывали предметы мебели. Например, створка шкафа, на которой есть еще вертикальные полосы или даже сделанные в виде волны деревянные структуры. Предполагают, что изначально такие складки напоминали складки на одеяниях Богоматери, но этот факт не доказан. В любом случае, подобные складки напоминают именно складки на льняной ткани (она хуже мнется и складки на ней оказываются широкими и ровными, но не острыми), в силу чего весь стиль так и назван.

Инкрустация - разновидность мозаики. В исходный материал различными способами врезаются фрагменты из других материалов, в результате чего образуется гладкий, не выступающий над поверхностью рисунок.

Каслинское литьё - изделия, выполненные из чугуна и бронзы на заводе в г.Касли (г.Екатеринбург). Завод уральских мастеров, производящий художественное литье заработал в 1746-1747гг. Через 150 лет, в 1900 г. в Париже получил всемирное признание. Тогда там был выставлен чугунный павильон, созданный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, ныне распололженный в музее изобразительных искусств в Екатеринбурге. Там же существует музей каслинского литья XVIII – XIX вв. Характерным стилем каслинского литья является натуралистичность и графическая четкость фигур, тщательная обработка деталей и плоскостей, что создает весьма реалистичные ощущения от изделий.

Разные пояснения.



Белые или меловые скалы Дувра (англ. White Cliffs of Dover) — меловые скалы на побережье Кента, вблизи города Дувр. Франция находится от них всего в 34 км, с мыса Гри-Не (фр."серый мыс") видны яркие белые скалы, которые были хорошим "маяком" и сигналом о приближении к туманному Альбиону. Даже само это римское название Англии произошло от слова "albus" - белый, которое страна получила благодаря меловым скалам Дувра (лат. Дубриса). Высота скал достигает 100 м, а на вершие скал построен Дуврский замок, который называют "ключом к Англии". Рядом с городом начинается железнодорожный туннель через Ла Манш, построенный в 1996 г. Неудивительно, что Меловые скалы Дувра попали в самые разные произведения литературы и фольклора. Утес Хай-Клиф, например, считается шекспировским в силу того, что граф Глостер из "Короля лир" именно к этому обрыву попросил привести сюда сына Эдгара.

Речь о следующем стихотворении О. Мандельштама:
Когда, уничтожив набросок,
Ты держишь прилежно в уме
Период без тягостных сносок,
Единый во внутренней тьме,
И он лишь на собственной тяге,
Зажмурившись, держится сам,
Он так же отнесся к бумаге,
Как купол к пустым небесам.
Ноябрь 1933 — январь 1934


День Святого духа или Духов день. На пятидесятый день от христианской Пасхи, т.е. после Воскрешения Христа, на 12 его апостолов снизошел Святой Дух. Согласно христианскому учению это означало, что Бог триедин и что сбылось обещание Иисуса перед Возвышением. Это один из главных христианских праздников, который отмечают практически все конфессии. Однако существует и языческая традиция отмечать этот день (примерно начало июля) как начало лета (у большинства славянских народов было два времени года: лето и зима). На Руси, где христианство и язычество тесно переплелись, праздновался сначала Троицын день, после которого начиналась русалочья неделя, когда гулять по лесу или купаться было опасно ("русалки защекочут и утащат с собой"). Однако в понедельник за Троицыным днем праздновался Духов день: день окончательной победы небесных сил над силами тьмы. В этот день ни одна нечисть не могла навредить людям. По народным поверьям, после Духова дня устанавливалась теплая погода без заморозков. Духов день сопровождался многочисленными обрядами, в него договаривались о браках, в конце дня велись женскими обрядовыми танцами, куда мужчины не допускались. В этот же день лекарственные травы обретали особую ценность, кроме того полагалось искать клады и гадать. Подобные обряды были характерны практически для всех славянских и германских народов.

Положительный герой у Гоголя. Речь идет о "Ревизоре", где все герои выглядят отрицательными. Однако сам писатель считал, что положительный герой все-таки есть. Это смех. «Ни тот смех, который порождается временной раздражительно­стью, жёлчным, болезненным расположением характера; не тот также лёгкий смех, служащий для праздного раз­влечения и забавы людей; но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека, — излетает из неё потому, что на дне её заключён вечно бьющий родник его, который углуб­ляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользну­ло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека» («Театральный разъезд после представления новой комедии», 1842).

netsuke нэцукэси kakemono искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. bonsai suiseki Суйсеки – это камни, которым вода в естественных условиях придала причудливую форму.

Глава 6. Тимейстеры (мастера чая). В религии будущее находится позади нас. В искусстве настоящее - вечность. Тимейстеры считали, что настоящее понимание искусства возможно лишь для тех, кто видит в нем живую связь с жизнью. Так стремились они равнять свою ежедневную жизнь по высокому стандарту утонченности, создаваемому в чайной комнате. Во всех обстоятельствах надо сохранять ясное спокойствие ума, и надо так вести разговор, чтобы никогда не нарушать гармонии окружающего. Покрой и цвет платья, поза и манера ходить - все должно служить выражением художественной натуры. Все это были установки, с которыми приходилось считаться, так как никто не имел права приближаться к прекрасному, пока сам не делался прекрасным. Поэтому тимейстер стремился быть чем-то большим, чем художник - искусством самим. Для эстетизма это была эпоха дзен. Совершенство разлито повсюду, если мы сами заходим признать это. Рикю любил цитировать старую поэму, в которой говорится: "Тем, кто жаждет увидеть цветы, хотел бы я показать расцвет весны, которая скрывается в набухших почках на покрытых снегом холмах". Как многогранны были вклады тимейстеров в искусство. Они полностью революционизировали классическую архитектуру и внутреннее убранство и положили основание новому стилю, который описан нами в главе о чайной комнате - стилю, который со времени шестнадцатого столетия оказал свое влияние на архитектуру дворцов и монастырей. Многосторонний Кобори Эншьу оставил заметный отпечаток своего гения на государственной вилле Катсура, замках Наджоя и Ниджу и Кохонанском монастыре. Все знаменитые сады в Японии были разбиты тимейстерами. Наше производство посуды никогда ни достигло бы такой высокой степени совершенства, если бы тимейстеры не вложили в него искры своего вдохновения. Выделка посуды, употребляемой в чайной церемонии, требовала усиленной изобретательности от наших керамистов. Семь калильных печей Энью хорошо известны всем, изучающим японскую посуду. Многие из наших тканей носят имена тимейстеров, которые придумали их цвет или рисунок. В самом деле, невозможно представить какую-либо область искусства, в которой тимейстеры не оставили бы отпечатка своего гения, лишним кажется говорить о той огромной заслуге, которая принадлежит им в живописи и лакировке. Одна из величайших школ живописи обязана своим происхождением тимейстеру Хонами Коэтсу, который был также известен, как мастер по лакировке и посуде. Вся школа Корина, как на это обыкновенно указывается, является выражением тиизма. В широких линиях этой школы мы, кажется, находим жизненность самой природы. Как ни велико было влияние тимейстеров в области искусства, оно ничто в сравнении с тем, которое они оказали на быт. Не только в обычаях воспитанного общества, но также в распорядке всего нашего домашнего обихода мы чувствуем присутствие тимейстеров. Они изобрели многие наши тонкие блюда, ими же выработаны детали сервировки стола. Они приучили нас одеваться в платья только неярких цветов. Они выявили нашу природную любовь к простоте, показали нам красоту смирения. Фактически, благодаря их наставлениям, чай вошел в обиход народа. Те из нас, кто не знаком с тайной того, как направлять свое собственное существование на шумном море пустых волнений, которые мы называем жизнью, те постоянно чувствуют себя несчастными, хотя и стараются казаться счастливыми и довольными. Мы шатаемся, стараясь поддержать свое нравственное равновесие, и видим предвестников бури в каждом облаке, которое плывет на горизонте. И все же есть радость и красота в тяжелом движении валов, катящихся вперед к вечности. Почему бы ни проникнуться их духом, или не проехаться на самом урагане. Только тот, кто жил в окружении прекрасного, может красиво умереть. Последние минуты великих тимейстеров были также полны изысканной утонченности, как и их жизнь. Стремясь быть в согласии с великим ритмом вселенной, они всегда были готовы вступить в неизвестное. "Последний час Рикю" это расцвет трагического величия. Дружба между Рикю и Таико Хидеиоши длилась много лет, и велико было уважение, с которым знаменитый воин относился к тимейстеру. Но дружба деспота всегда бывает опасной частью. Это был век предательства, и люди не доверяли даже близким родственникам. Рикю не был раболепным придворным и часто осмеливался спорить со своим свирепым патроном. Пользуясь натянутыми отношениями, которые некоторое время существовали между Таико и Рикю, враги последнего обвинили его в участии в заговоре отравить деспота. Кто-то шепнул Хидеиоши, что смертельный яд будет поднесен ему в чаше золотого напитка, приготовленного тимейстером. Подозрения было достаточно для Хидеиоши, чтобы отдать приказ о немедленной казни, и никто не дерзнул оспаривать волю разгневанного повелителя. Осужденному была оказана только одна милость - честь умереть от своей собственной руки. В день, назначенный для его смерти, Рикю пригласил своих любимых учеников присутствовать при последней чайной церемонии. В назначенное время печальные гости собрались у входа. Им казалось, что деревья вдоль садовой дорожки дрожат, в шепоте листьев слышатся вздохи бесприютных духов. Как величавые часовые у врат Гадеса, стояли серые каменные башни. Ветер донес из чайной комнаты волну благоуханий - это курился ладан, и это был знак гостям войти. И они вошли один за другим и заняли свои места. Над алтарем висело какемоно - древняя рукопись одного монаха, в жаровне вода, была, казалось, голосом цикады, которая грустно прощается с уходящим летом. Вскоре хозяин вошел в комнату. Каждому поднесли чай, и каждый молчаливо выпил свою чашку, хозяин - самый последний. Согласно установленному этикету, главный гость попросил позволения осмотреть чайный прибор. Рикю поставил перед ним различные предметы. После того, как все налюбовались на них, Рикю подарил каждому из собравшихся одну вещь на память. Он сохранил лишь одну свою чашку. "Никогда и никто больше не будет пить из этой чашки, оскверненной устами несчастия", - сказал он и разбил сосуд. Церемония кончилась. Гости, с трудом сдерживая слезы, дают "последнее целование" хозяину и уходят. Только один, самый близкий и дорогой, приглашен остаться и присутствовать при конце. Рикю снял тогда свое платье, для чего бережно свернул и положил циновку. Под платьем скрывалась белоснежная мантия - одежда смерти. Рикю долго смотрел на блестящее лезвие розового кинжала и затем сказал ему: Привет тебе, о меч вечности. Через Будду и его святой закон Проложил ты свой путь. http://nike7575.livejournal.com/41430.html С улыбкой на лице Рикю отошел в Неизвестное. http://www.artbelova.ru/japan-art.html http://jappax.ru/art/slozhenie-novogo-stil5.html