![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() Работы в жанре э-ута: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Работы в других жанрах: |
Чаши ренгиНа этих страницах будет отражена работа над чашами к командной ренге 2005-2006г. /перейти на страницу ренги с комментариями художника (и всех желающих высказаться)/. Просим посетителей проявить терпение и мудрость - это эксперимент, подобных циклов ещё никто не пробовал делать. Работа только начата и закончена будет не прежде, чем через год. Всего предполагается сделать 12 чаш и одну чайницу на 13 из 24 запланированных строф.
26 октября. Прежде всего - как передать присущее этой строфе движение? Много силы в укороченной первой строке. А "Вдаль из-под крыла" - как мгновенный взгляд на прошлую жизнь. Осень - не только время года, но и время кончать начатое, уходить... Нет, не о птицах это хайку, но о расставании с чем-то, что было дорого. Вот так и получился этот, ещё приблизительный эскиз. Век не указан, поэтому по реке плывёт чёлн: может быть, Стеньки Разина, а простор берегов безлюден, как на картинах Рериха. Возможно, следует крыло поднять повыше, ну, а внутри - то же небо с облаками, между которыми затерялся осенний листок... ![]() Но потом мне показалось, что форма чаши не лучшим образом подходит для этой строфы. Возможно, правильнее было бы сделать эту хайку в виде чайницы. Чайница - первое, что берёт в руки тядзин, предмет особой важности. Первая строфа тоже не ровня любой другой. И не по душе мне эти отрезанные краем чаши крылья... А что, если предположить, что крыло - не птичье? Так получился второй эскиз: река, берега, чёлн - все вместе они составляют тулово чайницы. Небо с облаками - это крышка, и в нём на большом осеннем листе летит, ну, предположим, лирический герой. Что мне здесь нравится - большая цельность изображения, статус предмета, отвечающий значению строфы и ещё то, что "высокий стиль" здесь снижен долей здоровой самоиронии. ![]() 29 октября. Получены отклики участников ренги. Граф Мур и Элина поддержали второй эскиз. Но мнение ДЕ никак нельзя обойти. Вот я и вернулся к первому рисунку и его переработал, учитывая советы ДЕ и Элины, которая надоумила сделать крылья белыми и изменить их движение на более горизонтальное. Это смягчило конфликт между крылом и краем чаши. Фигуру островитянки из хайку Кёси, на уместность которой обратил моё внимание ДЕ, я посадил на высоком берегу - так больше простора. Пусть это будет "Ожидающая" - символ, в котором каждый увидит своё. И всё же эти поправки не могли убедить меня в том, что это "строфа о природе..." Возможно, первый смысловой слой о природе, но кто же работает с первым слоем? Во втором-то явно автопортрет... Элина - молодец: увидела в человеке на кленовом листе летуна из "Андрея Рублёва". Я о нём и думал, когда рисовал, но изображать самодельные крылья мне как-то не хотелось, а потом я понял, что поэту ничего этого не надо - он и на осеннем листке полетит. Итак, решено - начинаю чайницу. 4 декабря Формовка, как ни затянулась, подходит к концу. Но - странное дело - как в детской сказке полено не желало расставаться с носом, так и у меня упрямая посудина никак не желает принять на крышку положенное по эскизу изображение летящего на листе человека. Лист-то получился: осенний и крылатый, и небо с одиноким облаком, и дальние дали обещают достаточно простора полёту, и река широка, и золото листвы готово перейти в красную медь, а вот человек... никак не идёт. Похоже, придётся оставить как есть: лист будет отдуваться за всех. Будет и крылом, и лирическим героем, и представителем автора... ![]() 24 января Уфф, наконец-то чайница готова. Упрямой посудина оказалась, папе Карлу такого не снилось. Мы с ДЕ и Элиной старались, обсуждали - человек летит или птица... Ни то, ни другое, просто осенний лист. Я не виноват - чайница сама так захотела. И этот лист - я его раз семь переписывал. То он получался слишком яркий, то какой-то прошлогодний. Я и сейчас не вполне уверен. Хочется сказать, как Мастер Бегемоту: "По-моему, Вы не очень-то кот." ![]() Зато всё остальное в общем... соответствует. Осеннее небо, даже в полдень начинающее выцветать, и широкая река с уже остывшей водой, и ладья - не помню какого века. Золото осени на дальних берегах тоже меня устраивает - тут главное не скатиться в лубок. Пусть всё угадывается, что можно угадать. Облако получилось, вот это главное. И с этим облаком, как с душой ушедшего человека, общается островитянка из прекрасной хайки Кёси - одна на высоком берегу, у русского Алатырь-камня. ![]() Надо признать, в этот раз хонкадори сработала на все сто. За два месяца, пока я работал над вещью, необходимый по условиям ренги поэтический "подклад" (эта ренга построена на приёме хонкадори, т.е. "следования за", и у каждой строфы объязательно должен быть какой-либо классический прообраз) в моём сознании так крепко прирос и к хайке ДЕ, и к самой чайнице, что не оторвать... ![]() Пожалуй, можно считать удачным и то, что чайница не имеет выраженной "главной стороны" и побуждает зрителя вращать её при рассматривании, заставляя лист - лететь, реку течь, ладью плыть, а женщину - ждать... Ну что ж, будем ждать и мы - следующих строф, других чаш, для того чтобы в конце концов выяснить - что же получится в результате, и какой будет чайная церемония, если провести её с Сервизом Ренги.
Продолжение >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24![]() Перейти в раздел: "Чаши Ренги - крупным планом" © В.И.Юделевич, работа, текст, веб-страничка комментарии под курсивом Ао. |