Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...
Чаши для чайной церемонии
Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника - продолжение Проза жизни
Написать автору?

  

кликните, чтобы увеличить - 100кб
     
 

Дневник художника - 6

Эта страница - для Вас, уважаемые Тэнгу и Katusich, а также для всех участников конкурса "Язык воды". Этот конкурс - чемпион среди всех остальных по сложности интриги и продолжительности работы над призовыми чашами - два автора, семь вариантов...
С отчетом тоже затянул, виноват. Сейчас уже не упомнишь подробностей, и всего не покажешь на одной странице, и всё же я постараюсь восстановить ход работы - вдруг это кого-нибудь заинтересует.

Тема конкурса была подсказана новой техникой ручного литья, которую я начинал разрабатывать как раз в это время. Сеё помощью можно создавать поверхности, естественные, как текущая вода, неповторимые, как волны бушующего моря... Так не работали ни Кэнзан, ни Нинсей. Новая техника требовала новых стихов. И конкурс дал их даже больше, чем я рассчитывал.


Выброшенный бурей
Корабельный колокол
С окаменелым языком-
Зелёная чаша
Цикадного звона

                                   Тэнгу

Не могу сказать, что я сразу понял глубину стихотворения Тэнгу, но заложенная в нём ярость морской стихии сразу привлекала внимание. Чаша виделась мне мощной, как буря, даже слегка барочной, как набегающая на берег волна, вся в завитках пены, и ещё очень важным казалось показать взаимодействие двух стихий: неспокойной морской поверхности и берега, мокрого песка, хранящего следы волн, да и ещё бог весть какие следы...

Кликните, чтобы увеличить

Тема показалась мне так интересна, что я сразу решил делаю три варианта, различающеся трактовкой водной стихии. Первый - с бурей внутри, той самой, что выбросила на берег колокол, а звон цикады напишу иероглифами рядом с ним. Это будет, как мне объяснили, сэми-но-коэ, буквально - голос цикады. На второй чаше размещу надпись внутри, среди начинающих успокаиваться волн, а на третьей - на дне, будто кто прочертил её на мокром песке чуть поодаль набегающего прибоя.

Кликните, чтобы увеличить

 

Колокол тоже можно было расположить по-разному. Первый вариант обошёлся маленьким - откуда большой на корабле - такой волны выкинут на берег с лёгкостью; во втором - крупный, сильно выступающий над поверхностью чаши колокол лежит у  самой воды, а в третьем колокол больше чем наполовину заметен песком, окончательно пригвоздишим его к месту завершения скитаний.

 Кликните, чтобы увеличить

Предметом особых стараний стала сама водная поверхность внутри и снаружи чаши. Хотелось передать одновременно мощь и чистоту, цельность и разнообразие водной стихии, и раз за разом, обжиг за обжигом наносил я тончайшую сетку кракле разных оттенков голубого и синего, до тех пор пока не почуствовал - всё. Хватит! Пора остановиться...

 Кликните, чтобы увеличить

По-своему интересной стала и работа над песчаным, а местами каменистым берегом; на трёх вариантах я с удовольствием испробовал разные сочетания фактур и оттенков. На первой чаше песок сделан из... песка, правда, не обычного, а шамотного, приплавленного глазурью к тыльной стороне чаши, на второй и третьей использован особый приём формовки на ткани, при котором волокна синтетического материала, выгорая, образуют своеобразный эффект рыхлости, присущей мокрому песку. Разбросанные кое-где камушки и раковины довершают нужное впечатление.

 Кликните, чтобы увеличить

Пожалуй, можно сказать, что именно работа над чашами помогла мне по-настоящему прочитать стихотворение Тэнгу. Теперь - спустя год после конкурса - я понял, что выброшенный на берег колокол - зто не только предмет, но и человек. Многое повидавший, (не объязательно моряк),  переживший кораблекрушение надежд всей прежней жизни. Потерявший всё и окончательно на себе поставивший крест - пусть заносит песком! И вдруг - что за шутка жизнь! Откуда ни возмись - появляется цикада (возможно, с косичками) и поселяется в тебе. Вот тебе и дом - полная чаша цикадного звона... А если ещё и цикадята маленькие заведутся? Куда ни кинь - в третьем слое это стихотворение о любви.

Кликните,  чтобы увеличить

Работа шла к концу, и Тэнгу предстояло выбрать тот вариант, что больше ему по душе, но тут вмешался случай - чаша с бурей неудачно треснула изнутри (слишком резкий перепад по толщине), у второй на колоколе на видном месте образовался не вполне приличный нарост, и только третий вариант не имел никаких дефектов; он-то к Тэнгу и уехал.

Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить
Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Другой вариант. Кликните, чтобы увеличить

Всё же мне кажется, что первый и второй варианты имеют свои достоинства и заслуживают того, чтобы вы посмотрели их немного подробнее, кликнув на эти картинки.   А мы отправимся дальше.

"Приз художнических симпатий" присуждается только в том случае, когда я чувствую, что просто не могу пройти мимо того или иного стихотворения.

На мёртвом камне
Рисуют потоки воды
Линию жизни
                              Katusich.

- это как раз то, что я надеялся увидеть, когда обдумывал тему. Конкурс преподнёс немало сюрпризов. Не последний среди них - это хайку. Не я решаю, что делать - чаши сами дают мне понять, кого они хотят в товарищи. Хайку Katusich'a именно к таким и относится. Можно сказать, что весь конкурс был затеян ради неё.

Другой вариант. Кликните,  чтобы увеличить

Дело в том, что примерно за полгода до этого я придумал технику, позволяющую изображать источенную струями воды каменную поверхность, и искал достойное стихотворение. Katusich попал в самую точку. Не говоря уж об интересе, который заключён в теме превращения мёртвой материи в живую. Очень удачное для э-ута стихотворение.

Кликните, чтобы увеличить

Я постарался сделать всё аскетично, играя только на форме чаши и узоре трещин, как бы прогрызенных водой - то тонких, как ниточки, то глубоко врезающихся в камень. Минимум глазури, только тонировка, чтобы подчеркнуть графику. Всё дело в сходстве: это и камень, похожий на ладонь, и рука, превратившаяся в камень. В этом превращении и заключена вся магия небольшой каменной чаши. Камень с линиями жизни не может быть мёртвым, у него иная судьба. Какая - прочтёт тот, кто будет пить из неё...

Кликните,  чтобы увеличить

Сейчас, когда работа закончена и благополучно доставлена, мне остаётся только передать слово автору стихотворения. "Чаша ...суровая и строгая; мне слышится неумолкающий, на одной напряженной ноте гул, исходящий от потока обтекающей её воды - вечная, скрытая от человеческих глаз работа..." .Думаю, лучше, чем Katusich, и не скажешь: ..."Что касается "Ладони", то она  ...по-иному теперь представляется мне: застывшее движение, пойманное случайно человеческой ладонью, слившееся с ней, тут ... сопричастность человека и природного движения, невнятный разговор на уровне первобытного инстинкта, во время которого человек ощущает себя на короткое время частью природы..."

Второй вариант. Кликните, чтобы увеличить

..."Ладонь" мне все покоя не дает, бередит постоянно. В автобусе вчера ехал в прижатом состоянии, и вот в таком неуклюжем месте сочинилось: "Ветер в ладонях Как путеводная нить Для посвященных" Ей-богу, хоть с собой ее носи, так часто посмотреть на нее хочется, да боюсь - раздавят. В общем, чувствую я, что "Ладонь" своего не отговорила, слишком емкая она, не исчерпалась еще.."

Для чаши-тяван
Где же найду я в Москве
Прозрачный родник?

Да, после таких слов хочется жить и работать. Спасибо, Katusich!

Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...