Уроки гончарного ремесла
     
 

Уроки ремесла

Главная > В мастерской > Уроки ремесла
 
Написать автору?

  

Презентация чаш
из серии "Колокол Китежа"

Кликните, чтобы скачать - 20 мб

Серия чаш на строфы
командной ренги - 2005"

Этот раздел - для всех, кто хочет научиться основам лепки из глины, азам керамического искусства, выразить себя в вечном материале, которым в прежние времена не пренебрегал сам Создатель. Следуя за нами, вы сможете своими руками попробовать сделать из глины чашу - и не только чашу; - ведь за первым уроком должен появится следующий, и мы будем продолжать работу, всё дальше уходя по дороге ремесла, которая ведёт... Ну, об этом позже.

Прежде всего - о глине. От подготовки материала зависит, насколько приятной и успешной будет ваша работа. Глина бывает жирная, как масло, или сухая и тощая, как скучный урок, нежная, как кожа младенца, или наоборот, шершавая от избытка различных включений, из которых наиболее опасна известь. Если глина высохла, раздробите её и залейте водой, если только слегка залежалась - нарежьте ножом и перемешайте с небольшим количеством воды. Глина должна без больших усилий проминаться пальцами, и в то же время не слишком липнуть к рукам. Если вы скатали из глины комок и расплющили его наполовину, но при этом на его поверхности почти не образовалось трещин - значит, всё готово к работе.

Первый и самый важный из методов ручной формовки, несомненно, пинчинг - выщипывание чаши из комка глины при ее вращении на ладони. Этому методу уже много тысяч лет, и всё же он не утратил своего значения благодаря простоте (он не требует сложных инструментов и специального оборудования вроде гончарного круга), гибкости - им можно выполнять самые различные изделия (ограничен лишь размер - чтобы можно было держать на ладони), и особой теплоте, присущей вещам, изготовленным этим способом - ведь они в прямом смысле несут на себе отпечаток рук мастера. Сбейте похлопыванием ладоней из глины нормальной влажности - такой, чтоб не прилипала к рукам, но легко отзывалась на нажатие пальцев, - комок размером со снежок, бросьте на стол на лист бумаги (лучше газетной) так, чтобы он расплющился примерно на четверть; затем, положив его на ладонь плоской стороной кверху, просверлите указательным пальцем в центре углубление, немногим меньше, чем высота комка

Затем, охватив заготовку всеми пальцами левой руки так, чтобы не дать глине расползаться, правой сжимайте стенку будущей чаши, как бы выщипывая её из комка глины. При этом левая рука должна вращать заготовку так, чтобы каждый следующий щипок приходился рядом с предыдущим. Поначалу полезно, чтобы снаружи оставались следы пальца - тесно, один к одному, образующие дорожку вдоль края чаши. Пройдя одну дорожку, спускайтесь ниже, еще ниже, пока не дойдёте до дна, которое обычно формуется между ладонью левой руки и указательным пальцем правой. Главное правило на этом этапе работы - всякому действию - своё противодействие. Если вы надавливаете на стенку изнутри, не забывайте с такой же силой придерживать её снаружи, если проглаживаете снаружи - не забывайте придерживать изнутри, причём не где-нибудь, а как раз напротив точки приложения силы.

Главные условия успеха - постепенный, не слишком сильный нажим. Не следует сразу делать стенку желаемой толщины - лучше оставить запас; также очень важно, чтобы пальцы левой руки все время придерживали наружную поверхность чаши, не давая ей расползтись. Глина - такова уж её природа - не слишком стремится сохранить ту форму, которую вы намерены ей придать, и чем тоньше и сложнее работа, тем больше приходится прилагать усилий, чтобы просто сохранить то, что уже сделано.

Иногда на поверхности глины - если она не слишком жирная или просто работа затянулась - образуются трещинки. Если они неглубоки - ничего страшного, вы избавитесь от них при последующей обработке. Если вам кажется, что они угрожают прочности чаши , можно взять на палец каплю воды - буквально одну каплю - и прогладить растрескавшиеся места. Ни в коем случае не увлекайтесь этим лекарством: в процессе работы чаша должна постепенно подсыхать, и уж совсем не стоит смачивать её изнутри, поскольку трещины образуются из-за того, что глина снаружи высыхает быстрее, и поэтому наружные слои дают большую усадку, чем внутренние. (Усадка - свойство глиняных изделий уменьшаться при сушке и обжиге).

Если вы устали, поставъте чашу вверх дном. Так же ее следует и сушить. Край лучше делать потолще и слегка загнутым внутрь - это помогает сохранять форму. В конце работы его можно будет вышипать потоньше и придать форму в соответствии с вашим замыслом. Теперь, когда основной обьём чаши сформован, пора подумать об опоре. Самый простой способ - сделать кольцевую ножку из глиняного жгута. Возьмите небольшой - размером чуть крупнее грецкого ореха - кусок свежей глины и раскатайте его в ладонях таким движением, как будто вы хотите согреть замёрзшие руки. Когда полученная колбаска уже не помещается на ладони, раскатывайте её на листе бумаги (лучше газета - к ней глина не прилипает) до нужной толщины. Чем легче и быстрее ваши движения, тем лучше получится результат.

Слегка смочив колбаску и выждав пару минут, чтобы влага успела впитаться - в противном случае не избежать трещин, - согните её к кольцо и скрепите, слегка затерев пальцами стык. Полученное кольцо полезно покатать, а затем пару раз шлёпнуть о стол, чтобы образовалась плоская поверхность. На этой поверхности при помощи шила или любого острого инструмента необходимо сделать насечку - густую сетку вертикальных и горизонтальных полос, врезанных в глину на 1-2 мм. Такая же насечка выполняется на дне чаши, там, где вы планируете прикрепить ножку. Сопоставив насечённые поверхности друг с другом, слегка пошевелите их и они соединятся быстро и прочно, как застёжка -липучка, действие которой основано на том же принципе.

Теперь можно, поставив чашу на ладонь или поворачивая на листе бумаги, доработать край, добиваясь желаемой толщины и формы. После этого можно считать, что работа в осноном закончена. Бывает полезно, подсушив заготовку в течении пары часов, вернуться к ней и прощипать еще раз, затем снова подсушить и дорабатывать циклеванием (годится использованное бритвенное лезве, не забудьте только его затупить; внутри можно циклевать ложкой), а спустя день-другой, после окончательного высыхания, обработайте чашу шкуркой. Изготовление чаши - это довольно длительный процесс, и спешка будет плохим советчиком. Сушить отформованную чашу лучше постепенно, прикрывая тряпкой, или в картонной коробке - слишком быстрая сушка может привести к деформации и растрескиванию. Через три-пять дней, когда сушка полностью закончится, чаша будет готова к обжигу.

О других способах формовки и разновидностях изделий, о том, как лучше обжигать, как готовить изделие к глазуровке, о видах глазурей и способах их нанесения, а также о множестве других самых разных вещей, связанных с ремеслом керамиста, мы поговорим позже, во время следующих уроков - а пока мне остаётся поблагодарить за внимание тех, кто был достаточно терпелив, чтобы дочитать до этого места, и пожелать им успехов. В конце концов, всё зависит от вас...

 

 

Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника Проза жизни Главная