ещё один сайт об э-ута
Э-ута на портале хайку-до


Искусство Э-Ута
"Дневник художника"- 6
Главная

Об авторе

  • О японской керамике

  • Ренга - 2005

  • Галерея хайку

  • Галерея танка

  • Из современных авторов

  • Новые работы

  • "Разные песни"

  • "Дневник художника" - 1
    2   3  4  5    6   7

  • Наш конкурс

    Сделать заказ

    Гостевая книга

    Написать автору

    Композиции в стиле суйсеки

    Rambler's Top100
    Rambler's
Top100
  • Эта страница - для Вас, уважаемые Тэнгу и Katusich, а также для всех участников конкурса "Язык воды".  Этот конкурс - чемпион по сложности и продолжительности работы над призовыми чашами - два автора, семь вариантов...
    С отчетом тоже затянул, виноват. Сейчас уже не упомнишь подробностей, и всего не покажешь на одной странице, и всё же я постараюсь восстановить ход работы  -  вдруг это кого-нибудь заинтересует.

    Тема конкурса была в своё время подсказана новой техникой ручного литья, которую я начинал разрабатывать в то время. С  её помощью  можно создавать поверхности, естественные, как текущая вода, неповторимые,  как не повоторяются волны бушующего моря... Так не работал никто из классиков - ни Кэнзан, ни Нинсей. Новая техника требовала новых стихов. И конкурс дал даже больше, чем я рассчитывал.


    Выброшенный бурей
    Корабельный колокол
    С окаменелым языком-
    Зелёная чаша
    Цикадного звона

                                       Тэнгу

     

    Не могу сказать, что я сразу понял всё глубину стихотворения Тэнгу, но заложенная в нём ярость морской стихии сразу привлекала внимание. Чаша виделась мне мощной, как буря, даже слегка барочной, как набегающая на берег волна, вся в завитках пены, и ещё очень важным казалось дать взаимодействие двух стихий: неспокойной морской поверхности и берега, мокрого песка, хранящего следы волн, да и ещё бог знает какие следы...

    Кликните, чтобы увеличить

    Тема эта была для меня так интересна, что я сразу решил - делаю три варианта, различающеся трактовкой водной стихии. Первый - с бурей внутри, той самой, что выбросила колокол, а звон цикады напишу иероглифами рядом с колоколом. Это будет, как мне объяснили, сэми-но-коэ, буквально - голос цикады. На второй чаше размещу надпись внутри, среди начинающих успокаиваться волн, а на третьей - на дне, будто кто прочертил её на мокром песке чуть поодаль от набегающего прибоя.

    Кликните, чтобы увеличить

     

    Колокол тоже можно было расположить по-разному. Первый вариант обошёлся небольшим - откуда большой на корабле - такой волны выкинут на берег с лёгкостью; во втором - крупный, сильно выступающий над поверхностью чаши колокол лежит у  самой воды, а в третьем колокол больше чем наполовину заметен песком, окончательно пригвоздишим его к месту завершения скитаний.

     Кликните, чтобы увеличить

    Предметом особых стараний стала сама водная поверхность внутри и снаружи чаши. Хотелось передать одновременно мощь и чистоту, цельность и разнообразие водной стихии, и раз за разом, обжиг за обжигом наносил я тончайшую сетку кракле разных оттенков голубого и синего, до тех пор пока не почуствовал - всё. Хватит! Пора остановиться...

     Кликните, чтобы увеличить

    По-своему интересной стала и работа на песчаным, а местами каменистым берегом, на всех трёх вариантах я с удовольствием испробовал разнообразные сочетания технических приёмов, фактур и оттенков. На первой чаше песок сделан из... песка, правда, не обычного, а шамотного, приплавленного глазурью к поверхности берега, на второй и третьей использованы специальные приёмы формовки на ткани, при которых волокна синтетического материала, выгорая, образуют своеобразный эффект рыхлости, присущей мокрому песку. Разбросанные кое-где камушки и раковины довершают нужное впечатление.

     Кликните, чтобы увеличить

    Пожалуй, можно сказать, что работа над чашами помогла мне по-настоящему прочитать стихотворение Тэнгу. Теперь - спустя год после конкурса - я понял, что выброшенный на берег колокол - зто не только предмет, но и человек. Многое повидавший, (не объязательно моряк),  переживший кораблекрушение надежд всей своей прежней жизни. Потерявший всё и окончательно  на себе поставивший крест - пусть заносит песком! И вдруг - что за шутка жизнь - откуда ни возмись цикада (возможно, с косичками) и поселяется в нём. Вот тебе и дом - полная чаша цикадного звона... А если ещё и цикадята маленькие заведутся? Совсем другой разговор! Так что куда ни кинь - в третьем слое это стихотворение о любви.

    Кликните,  чтобы увеличить

    Работа шла к концу, и Тэнгу предстояло выбрать тот вариант, что больше ему по душе, но тут вмешался случай - чаша с бурей неудачно треснула изнутри (слишком резкий перепад по толщине), у второй на колоколе на видном месте образовался не вполне приличный нарост, и только третий вариант не имел никаких дефктов; он-то к Тэнгу и уехал.

    Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить
    Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить Посмотреть  другой вариант. Кликните, чтобы увеличить

    Всё же мне кажется, что первый и второй варианты имеют свои достоинства и заслуживают того, чтобы вы посмотрели их немного подробнее, кликнув на эти картинки.   А мы отправимся дальше.

    "Приз художнических симпатий" присуждается только в том случае, когда я чувствую, что просто не могу пройти мимо того или иного стихотворения.

    На мёртвом камне
    Рисуют потоки воды
    Линию жизни
                                  Katusich
    .

    - это как раз то, что я надеялся увидеть, когда обдумывал тему. Конкурс преподнёс немало сюрпризов. Не последний среди них - это хайку. Не я решаю, что делать - чаши сами дают понять, кого они хотят в товарищи. Хайку Katusich'a именно к таким и относится. Можно сказать, что весь конкурс был затеян ради неё.

    Кликните,  чтобы увеличить

    Дело в том, что примерно за полгода до этого я придумал технику, позволяющую делать как бы источенную струями воды каменную поверхность, и искал достойное стихотворение. Katusich попал в самую точку. Не говоря уж об интересе, который заключён в теме превращения мёртвой материи в живую. Очень удачное для э-ута стихотворение.

    Кликните,  чтобы увеличить

    И началась работа. Я постарался сделать всё аскетично, играя только на форме чаши и узоре трещин, как бы прогрызенных водой - то тонких, как ниточки, то врезающихся в камень глубокими промоинами. Минимум глазури, только тонировка, чтобы подчеркнуть графику.  Всё дело тут в сходстве: это и камень, похожий на ладонь, и рука, превратившаяся в камень. В этом превращении и заключена вся магия небольшой каменной чаши... Камень с линиями жизни не может быть мёртвым, у него иная судьба. Какая - прочтёт тот, кто будет пить из неё.

    Кликните,  чтобы увеличить

    Сейчас, когда работа закончена и благополучно доставлена, мне остаётся только передать слово автору стихотворения. "Чаша ...суровая и строгая; мне слышится неумолкающий, на одной напряженной ноте гул, исходящий от потока обтекающей её воды - вечная, скрытая от человеческих глаз работа..." .Думаю, лучше, чем Katusich, и не скажешь: ..."Что касается "Ладони", то она  ...по-иному теперь представляется мне: застывшее движение, пойманное случайно человеческой ладонью, слившееся с ней, тут ... сопричастность человека и природного движения, невнятный разговор на уровне первобытного инстинкта, во время которого человек ощущает себя на короткое время частью природы..."

    Второй вариант. Кликните, чтобы увеличить

    ..."Ладонь" мне все покоя не дает, бередит постоянно. В автобусе вчера ехал в прижатом состоянии, и вот в таком неуклюжем месте сочинилось: "Ветер в ладонях Как путеводная нить Для посвященных" Ей-богу, хоть с собой ее носи, так часто посмотреть на нее хочется, да боюсь - раздавят. В общем, чувствую я, что "Ладонь" своего не отговорила, слишком емкая она, не исчерпалась еще.."

    Для чаши-тяван
    Где же найду я в Москве
    Прозрачный родник?

    Да, после таких слов хочется жить и работать. Спасибо, Katusich!

    Итоги первого конкурса    Итоги второго конкурса    Итоги третьего конкурса

    Страницы дневника - 1    2    3    4    5     6    7

    Композиции в стиле суйсеки
    Э-ута на  Хайку-до - работы  2002-2005 г.