ещё один сайт об э-ута
Э-ута на портале хайку-до


Искусство Э-Ута
"Дневник художника"- 7
Главная

Об авторе

  • О японской керамике

  • Ренга - 2005

  • Галерея хайку

  • Галерея танка

  • Из современных авторов

  • Новые работы

  • "Разные песни"

  • "Дневник художника" - 1
    2   3  4  5    6   7

  • Наш конкурс

    Сделать заказ

    Гостевая книга

    Написать автору

    Композиции в стиле суйсеки

    Rambler's Top100
    Rambler's
Top100
  • Эта страница - для Вас, уважаемый Тэнгу, а также для всех участников конкурса "Ночное солнце". К сожалению, дело с изготовлением призовой чаши затянулось до такой степени, что мне прежде всего следует извиниться перед автором стихотворения, а затем постараться восстановить в памяти ход работы, на тот случай, если это кого-нибудь заинтересует.


    Луна!
    Бросилась в пропасть тень
    Горной сосны

                      Тэнгу

    Интересный это был конкурс. Было из чего выбирать победителя, из-за чего поломать копья в жюри. Победил Тэнгу, создавший в своём хайку яркий образ, полный силы и движения. Бросившаяся в пропасть тень рисует в воображении висящую над бездной сосну, а тут еще Тэнгу прислал фотографию из своих туристических скитаний, и мне сразу стало ясно, что и как делать.

    Единственное, что предстояло решить - подойдёт ли форма чаши, пусть даже глубокой и асимметричной, к этому хайку? Пожалуй, нет. Чаша - это в лучшем случае половина мира. Чтобы передать цельность такого уровня, какого достигает Тэнгу, необходимо нечто иное. Пусть это будет чайница, сосуд для хранения чайного порошка. Чайница - это целое мироздание, в хорошей чайнице всегда скрыта тайна, нечто неуловимое... Последнее время я всё больше люблю этот жанр.  Так возник второй эскиз, с искривленным стволом сосны, служащим ручкой, и иероглифом "луна". 

    С этим иероглифом и оказался связанным самый сложный для меня выбор. Он красив, спору нет, но всё же - не пора ли стоять на своих ногах, не пора ли доказать (и прежде всего себе самому), что, работая над хайку, можно обойтись без ориентализма. Нет уж, попрбуем без иероглифа. Луна - так луна! И вот что из этого получилось.

     

    Не могу сказать, что я полностью доволен результатом. Были кое-какие технические просчёты, в результате тщательно награвированные - до мельчайшей хвоинки - ветки сосны отчасти потерялись на фоне ночного неба, а само небо, выполненное из плавкой керамической массы, вышло выразительным по фактуре, но несколько мрачноватым по характеру,  а кроме того, образовалась трещина, которую пришлось потом заливать похожим на лунный свет оловом..

    Зато удачной получилась форма сосуда. Само пространство, весь ночной небосвод наклоняется над пропастью вместе с сосной, чья тень скользит по иссеченному трещинами скальному обрыву. Пара облитых лунным светом гор вдалеке - единственные свидетели этой сцены. Пожалуй, следует признать достаточно выразительной и саму форму дерева - хотя гордиться тут нечем - я позаимствовал всё, что мог,  у той сосны, с которой писал Тэнгу.

    Пожалуй, немного однообразна скала, она почти вся в тени, и хотя её неровная поверхность очень удачно ложится в ладонь, (чайницу должно быть удобно брать в руку) следовало выполнить эту сторону как-то более сложно, что ли.... Зато луна, в традициях школы Куинджи, действительно светит... Недаром же в хайку ей отдана целая строка; тут хочешь-не-хочешь, а надо соответствовать.

    Пожалуй, если я когда-нибудь снова обращусь к этой теме, то постараюсь добиться, чтобы крышка более надёжно держалась на своём месте. Тот самый наклон, который придал выразительность силуэту чайницы, требует некоторой осторожности от того, кто будет ей пользоваться. Впрочем, полагаюсь на снисходительность Тэнгу.


    Эта чайница относится к горлянкам, или рожковым. Такими сосудами можно пользоваться и без традиционной бамбуковой ложечки - чайный порошок из них просто насыпают в тяван подобно тому, как некогда насыпали порох из пороховницы.

    Сложный узор кракле, покрывающий внутреннюю поверхность чайницы подобно паутине, тоже является важной составляющей образа, о котором Тэнгу отозвался так: " ...мне кажется туда можно заливать обычную родниковую воду - и что-то шептать под полнолуние - оттуда выльется чистой воды драконий чай - ууух. И крики сов чтобы..."  Ну что ж, - очень надеюсь, что чай, заваренный из этой чайницы, даст талантливому поэту ещё не один повод для вдохновения.

    Сейчас, когда работа закончена и пора чайницу высылать,   я думаю, что вещь получилась достаточно цельной и со своим уникальным характером, а если ещё когда-нибудь соберусь вернуться к этой теме для собственного удовольствия, то всё же попробую сделать второй вариант с иероглифом.

    И последнее: много времени прошло с окончания конкурса, прежде чем я понял, что второй претендент на победу, хайку 

    На ночь
    Луну приютил
    Остов разбитого фонаря.

    - это по сути дела  описание любовной встречи, очень лиричное и нежное. А что, можно бы и это интересно сделать? При случае поглядим...

    Итоги первого конкурса    Итоги второго конкурса    Итоги третьего конкурса

    Страницы дневника - 1    2     3     4     5     6     7

    Композиции в стиле суйсеки
    Э-ута на  Хайку-до