ещё один сайт об э-ута
Э-ута на портале хайку-до


ENGLISH VERSION
Искусство Э-Ута
"О ЯПОНСКОЙ КЕРАМИКЕ"
Главная

Об авторе

  • О японской керамике

  • Ренга - 2005

  • Галерея хайку

  • Галерея танка

  • Из современных авторов

  • Новые работы

  • "Разные песни"

  • "Дневник художника" - 1
    2   3  4  5    6   7

  • Наш конкурс

    Сделать заказ

    Гостевая книга

    Написать автору

    Композиции в стиле суйсеки

    Rambler's Top100
    Rambler's
Top100
  • << Дневник художника    Наш конкурс    Продолжение очерка >>

    Возможно, эти страницы станут началом нового раздела. В нем речь будет идти о предметах внешне различных , но объединённых общим подходом - взглядом со специфической точки зрения практикующего гончара - человека, ежедневно имеющего дело с глиной и обжигом. Это не так уж мало: при взгляде с гончарного круга многое выглядит по-другому, не так, как из-за письменного стола.

    Очерк, который я решился предложить вашему вниманию, не претендует на фундаментальность. Историк или искусствовед могли бы гораздо лучше меня обрисовать во всех подробностях долгий путь развития японской керамики. И всё же именно потому, что я не искусствовед, а художник-керамист, осмелюсь высказаться на эту важную для меня тему.

     В течение многих лет японские мастера были моими учителями, их творения - недосягаемыми образцами , а традиционные приёмы работы с глиной - постоянным предметом исследования. Может быть, это дает мне некоторое право говорить о них на основании собственного опыта, со своей точки зрения. К тому же все эти годы я собирал всё относящееся к предмету - важное и мелочи, детали и подробности, подчас способные оживить прошлое не хуже, чем самые серьёзные исследования.

    История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад искусством периода Дзёмон (3000-400 гг. до н.э.), и начало это было столь ярким, что трудно поверить, что племена охотников и собирателей могли создать столь сложные в техническом отношении и художественно совершенные произведения. Собственно термин "дземон" означает "витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления этих крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов.

    Назначение их, очевидно не хозяйственное, остаётся для нас непонятным, а форма настолько сложна, что не вяжется с нашими представлениями о примитивном искусстве. Право же, они прекрасно смотрелись бы на любой современной выставке без скидок на возраст. То обстоятельство, что обжиг этой керамики производился не в печах, а в ямах, заполненных древесным углём, отнюдь не упрощало работу древних мастеров, и вы согласитесь, что творения периода Дзёмон - это одна из неразгаданных загадок истории. Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах

    Около 400г. до н.э смена культур, связанная с очередной волной миграции, положила конец эпохе Дзёмон, но некоторые черты её искусства сохранились и продолжали жить спустя тысячелетия. Я имею в виду особое отношение к чистой, неглазурованной поверхности изделия, ощущаемой как ценность (то, что в Китае воспринималось бы как крайняя степень бедности), и особая экспрессия, почти гротескная выразительность форм, которая проявится потом в монументальной скульптуре, портретной пластике и нэцке..Возможно, также глубинным влиянием эстетики Дзёмон можно обьяснить тот факт, что только в тринадцатом веке глазурованная керамика смогла вытеснить терракоту, хотя изготовление глазурей было известно в Японии ещё с седьмого века н.э.

    Среди изделий различных керамических мастерских и раньше встречались сосуды, покрытые пепловой и солевой глазурями, а также так называемой естественной глазурью. Первая из них состояла в основном из пепла, который получали от сожжения морских водорослей, богатых солями калия; в процессе обжига он воздействовал на поверхность изделия, оплавляя её. Для получения солевой глазури в горячую печь в процессе обжига забрасывали морскую соль. Испаряясь, ионы калия и натрия оседали на поверхности изделия, вызывая образование тонкой прозрачной глазуреподобной плёнки. В отличие от них , естественная глазурь образуется при кратковременном подъёме температуры обжига выше точки плавления глины.

    Кроме того, в окрестностях Киото с давних пор изготавливали цветную черепицу и изделия с легкоплавкой свинцовой трехцветной глазурью. Этот опыт послужил впоследствии основой для создания знаменитой керамики Раку. Но впервые массовое производство по-настоящему качественной глазурованной керамики было освоено в мастерских провинции Бидзен. Сперва это были изделия культового назначения, а потом - утварь для чайной церемонии.

    << Дневник художника    Наш конкурс    Продолжение очерка >>

    Работы в стиле суйсеки

    Э-ута на  портале Хайку-до