|
Эта страница -
для Вас, уважаемые Тэнгу и Katusich, а также для всех
участников конкурса "Язык воды". Этот конкурс - чемпион среди всех остальных
по сложности интриги и продолжительности работы над призовыми чашами -
два автора, семь вариантов... С отчетом тоже
затянул, виноват. Сейчас уже не упомнишь подробностей, и всего
не покажешь на одной странице, и всё же я постараюсь
восстановить ход работы - вдруг это кого-нибудь
заинтересует.
|
Тема конкурса была подсказана новой техникой ручного литья, которую
я начинал разрабатывать как раз в это время.
Сеё помощью можно создавать поверхности, естественные,
как текущая вода, неповторимые, как волны бушующего
моря... Так не работали
ни Кэнзан, ни Нинсей. Новая
техника требовала новых стихов. И конкурс дал их
даже больше, чем я рассчитывал.
|
Выброшенный бурей Корабельный колокол С окаменелым языком-
Зелёная чаша Цикадного звона
Тэнгу
|
Не могу сказать, что я
сразу понял глубину стихотворения Тэнгу, но заложенная
в нём ярость морской стихии сразу привлекала внимание. Чаша виделась мне
мощной, как буря, даже слегка барочной, как набегающая на
берег волна, вся
в завитках пены, и ещё очень важным казалось показать взаимодействие двух стихий: неспокойной морской
поверхности и берега, мокрого песка, хранящего следы
волн, да и ещё бог весть какие следы...
|
Тема
показалась мне так интересна, что я сразу решил
делаю три варианта, различающеся трактовкой
водной стихии. Первый - с бурей внутри, той самой, что выбросила на берег
колокол, а звон цикады напишу иероглифами рядом с ним. Это будет, как мне объяснили, сэми-но-коэ, буквально - голос цикады. На
второй чаше размещу надпись внутри, среди начинающих
успокаиваться волн, а на третьей
- на дне, будто кто прочертил её на мокром
песке чуть поодаль набегающего прибоя.
|
Колокол
тоже можно было расположить
по-разному. Первый вариант обошёлся маленьким - откуда большой на корабле - такой волны выкинут на берег с лёгкостью; во втором
- крупный, сильно выступающий над поверхностью чаши
колокол лежит у самой воды,
а в третьем колокол больше чем наполовину заметен песком, окончательно
пригвоздишим его к месту завершения скитаний.
|
Предметом
особых стараний стала сама водная поверхность внутри и снаружи чаши. Хотелось
передать одновременно мощь и чистоту, цельность и разнообразие водной стихии, и раз
за разом, обжиг за обжигом наносил я тончайшую сетку кракле разных оттенков голубого и
синего, до тех пор пока не почуствовал - всё. Хватит! Пора остановиться...
|
По-своему
интересной
стала и работа над песчаным, а местами каменистым берегом; на
трёх вариантах я с удовольствием испробовал разные
сочетания
фактур и оттенков. На первой чаше песок сделан из... песка, правда, не
обычного, а шамотного, приплавленного глазурью к тыльной стороне чаши, на второй и третьей использован
особый приём формовки на ткани, при котором волокна синтетического материала, выгорая, образуют своеобразный эффект
рыхлости, присущей мокрому песку. Разбросанные кое-где камушки и раковины довершают нужное впечатление. |
|
Пожалуй, можно сказать, что именно работа над
чашами помогла мне по-настоящему прочитать стихотворение
Тэнгу. Теперь - спустя год после конкурса - я понял, что
выброшенный на берег колокол - зто не только предмет, но и
человек. Многое повидавший, (не объязательно
моряк), переживший кораблекрушение надежд всей
прежней жизни. Потерявший всё и окончательно на
себе поставивший крест - пусть заносит песком! И вдруг
- что за шутка жизнь! Откуда ни возмись - появляется цикада (возможно, с
косичками) и поселяется в тебе. Вот тебе и дом - полная чаша
цикадного звона...
А
если
ещё и цикадята маленькие заведутся?
Куда ни кинь - в третьем
слое это стихотворение о любви.
|
Работа
шла к концу, и Тэнгу предстояло
выбрать тот вариант, что больше ему по душе, но тут вмешался случай
- чаша с бурей неудачно треснула изнутри (слишком резкий
перепад по толщине), у второй
на
колоколе
на видном месте образовался не вполне приличный нарост,
и только третий вариант не имел никаких дефектов;
он-то к Тэнгу и уехал.
|
Всё же мне кажется, что первый и
второй варианты имеют свои достоинства и заслуживают того, чтобы вы
посмотрели их немного подробнее, кликнув на эти
картинки.
А мы отправимся
дальше.
|
"Приз художнических симпатий"
присуждается только в том случае, когда я чувствую, что просто
не могу пройти мимо того или иного стихотворения.
На мёртвом камне Рисуют потоки воды Линию жизни
Katusich.
- это как раз то, что я
надеялся увидеть, когда обдумывал тему. Конкурс преподнёс
немало сюрпризов. Не последний среди них - это хайку. Не я
решаю, что делать - чаши сами дают мне понять, кого они хотят
в товарищи. Хайку Katusich'a именно к таким и относится. Можно
сказать, что весь конкурс был затеян ради
неё.
|
Дело в том, что примерно за полгода до этого я придумал технику, позволяющую
изображать источенную
струями воды каменную поверхность, и искал достойное стихотворение. Katusich попал в самую
точку. Не говоря уж об интересе, который заключён в теме превращения мёртвой материи в живую. Очень
удачное для э-ута стихотворение.
|
Я постарался сделать всё аскетично, играя только
на форме чаши и узоре трещин, как бы прогрызенных водой
- то тонких, как ниточки, то глубоко врезающихся в
камень. Минимум глазури, только
тонировка, чтобы подчеркнуть графику. Всё дело в сходстве: это
и камень, похожий на ладонь, и рука, превратившаяся в
камень. В этом превращении и заключена вся магия небольшой
каменной чаши. Камень с линиями жизни не может быть
мёртвым, у него иная судьба. Какая
- прочтёт тот, кто будет пить
из неё...
|
 |
Сейчас, когда работа
закончена и благополучно доставлена, мне остаётся только
передать слово автору стихотворения. "Чаша ...суровая и строгая;
мне слышится неумолкающий, на одной напряженной ноте гул,
исходящий от потока обтекающей её воды - вечная, скрытая от
человеческих глаз работа..." .Думаю, лучше, чем Katusich,
и не скажешь: ..."Что касается "Ладони", то она
...по-иному теперь представляется мне: застывшее движение,
пойманное случайно человеческой ладонью, слившееся с ней, тут
... сопричастность человека и природного движения, невнятный
разговор на уровне первобытного инстинкта, во время которого
человек ощущает себя на короткое время частью
природы..."
|
 |
..."Ладонь" мне все покоя не дает, бередит постоянно. В
автобусе вчера ехал в прижатом состоянии, и вот в таком
неуклюжем месте сочинилось: "Ветер в ладонях Как путеводная
нить Для посвященных" Ей-богу, хоть с собой ее носи, так часто
посмотреть на нее хочется, да боюсь - раздавят. В общем,
чувствую я, что "Ладонь" своего не отговорила, слишком емкая
она, не исчерпалась еще.."
Для чаши-тяван Где же найду я в Москве Прозрачный родник?
Да, после таких слов хочется жить и работать.
Спасибо, Katusich! |
|
|