|
Этот раздел не имеет прямого отношения к моде на онлайн-дневники. Ничего "интересного", и вообще ничего такого, что может иметь отношение к личной жизни. Но есть ли для художника что-то более личное, чем его повседневная работа и борьба - с самим собой, с самим собой? Вот я и хочу попробовать показать творческий процесс с его находками и неудачами, с переходами от надежды к отчаянию и вдруг - с неожиданным подарком судьбы, каким можно считать любую из по-настоящему удачных работ. В завершенной вещи этого не увидишь - а есть ли что интереснее? Здесь будут размышления и поиски, замыслы и эскизы - одни на ваших глазах превратятся в законченные работы, другие так и останутся набросками. Я верю, что все стоящие идеи - из одного источника, но порой они приходят к нам самыми причудливыми путями. Как знать - может быть, то что не удалось осуществить мне, пригодится кому - нибудь другому...
|
Вот
уже десять лет я занимаюсь
э-ута. У меня было время, чтобы задуматься, что и зачем делаю. Можно
перенять те или иные приемы, но логика работы неизбежно приведет к простой истине:
учиться можно у кого хочешь, но при этом нужно оставаться на своих ногах. Конечно, всё начинается с классики.
Опыт великих, как меч в камне -
принадлежит тому, кто сможет его взять. Но без русских хайку нам не обойтись - за ними
будущее жанра.
Граф Мур - личность в Рунете известная;
его сайты "Аромат
Востока" и Портал
Хайку-до - одни из лучших
по японской поэзии. Кроме того, он пишет отличные хайку.
Но рациональные причины это ещё не всё.
Выбор стихотворения для э-ута похож на любовь с первого взгляда - порой едва прочитав,
понимаешь - вот оно, настоящее... |
В синем небе
Одинокому облаку
Некуда дется...
Граф Мур
|
|
И правда -
сильное стихотворение. В нем есть послевкусие, как у хорошего вина. Прочтёшь - и долго еще звучит
в душе это "некуда дется"... Я понимаю это облако -
для одинокого и небо тюрьма. Свобода - это не свобода передвижения, а возможность выйти за пределы
своего существования и хоть отчасти жить в других - не правда ли? Всё это - и ещё многое
- укладывается всего в семь слов. Поразительный результат! Так что делать или нет - для
меня вопроса не было.
|
|
Но как передать одновременно и безбрежность неба
- общепринятого символа свободы - и его замкнутость и ограниченность? Выход нашёлся
не сразу, хотя и оказался очень простым. Его подсказала сама форма предмета.
Ведь чаша - это единство и противоположность внутренней и внешней поверхности.
А что противоположно небу? Земля. Вот я и попробую сделать внешнюю сторону чаши
в виде мертвой растрескавшейся земли, в которой заключено безбрежное небо. Пожалуй, это
не только передаёт смысл, но и добавляет новые оттенки - максимум того,
что можно желать в э-ута.
|
Одиночество - главное слово в
стихотворении - и единственное, что невозможно изобразить.
Значит, это стоит написать. Три иероглифа, составляющие в японском понятие "одиночество"
очень красивы, особенно в скорописи. А если их сделать настолько крупными,
чтобы они охватывали всю чашу? Получится, что и облако, и само небо замкнуты
не только в пространстве чаши, но и в кольце своего одиночества.
|
И вот в конце декабря 2002
г. я решил, что пора начинать работу.
Возможно, следовало ещё немного подумать. Через пару месяцев я
это понял. Всё в готовой чаше меня устраивало, даже
диссонанс голубого неба и рыжего цвета
земли, но...Само облако получилось маловыразительным,
как бы размазанным по поверхности чаши. Это не могло
передать драматизм ситуации, когда даже яркая личность, оказавшись в одиночестве, теряет
силу...
|
|
Нельзя сказать, что я совсем недоволен результатом, но всё же стихотворение оказалось сильнее, чем его материальное воплощение. А жаль! Были, впрочем, и нечаянные удачи. В самый последний момент перед высокотемпературным обжигом, после которого исправления уже невозможны, ваш покорный слуга сообразил нанести на голубую поверхность неба сетку кракле более темной синей эмалью. Нежное, тающее кракле осталось в голубизне неба неровной, но различимой сеткой, напоминая о гамлетовском -
"что касается меня, то для меня весь мир - тюрьма". Во втором варианте я попытался повторить
этот эффект, но не смог. Но это была уже совсем другая история...
Дальше... > 1 2 3 4 5 6 7 ...
|
|
|