|
Немного понадобилось времени, чтобы работы, связанные с конкурсами э-ута, вытеснили все остальные игрушки, и я с удивлением обнаружил, что успеваю делать только призовые чаши для очередного конкурса. Ой нет, не успеваю!
Впрочем, подробнее об этом рассказано ниже...
|
Эта
страница - для вас, уважаемые Додо и Mushika, а
также для всех, кто участвовал в конкурсе
"Страна облаков". На ней отражен ход работы над призовыми чашами.
|
Конкурс получился даже интереснее, чем предыдущий. Много неожиданных находок и непростая работа жюри - и вот результат: победителем стали Додо с циклом хайку
|
Летние травы Манят прилечь-поваляться... Плывут облака...
Вот так и лежу
Не думая ни о чём Плывут облака...
Порву я нить. Пусть змей повыше
Взмоет в облака...
|
и Mushika со стихотворением
|
Озером стать... Чтобы небо
Вечно во мне отражалось...
|
Эскизы получились буквально в один
вечер. Стихотворения - каждое по-своему - были настолько ярки, что оставалось только
следовать за поэтом. И всё же оставалось много вопросов. Прежде всего о степени условности. Плывущее в небе облако -
в то же время декор внутренней поверхности чаши, и сама чаша, оставаясь
удобным сосудом для питья, при этом должна быть чашей небосвода.
А в фигуре "лирического героя" должен узнавать себя не только
Додо, но, по возможности, каждый поэт.
|
Чаша с озером тоже таила немало трудностей.
Как добиться, чтобы она была человеком, при этом оставаясь
озером? Как сделать это понятным для всех? И как передать рябь на поверхности
так, чтобы это была не только волна, колышущая отражения облаков,
но и движение души того, кто погрузился в свои думы, как в глубокое
озеро?
|
Пусть чаша Додо будет классический тяван, широкая с чуточку загнутым внутрь краем - в такой
удобно и заваривать чай, и пить
его. Внутреннюю поверхность следовало глазуровать достаточно плотно, а внешнюю - совсем чуть-чуть, чтобы
чаша не скользила в руках и - самое главное -
чтобы создать контраст между тем небом, которое снаружи, и тем, что
внутри; потому что настоящее небо - это
внутреннее небо поэта. Очень важным было подобрать облака по форме, размеру и
стилю, чтобы достичь сочетания величия и естественности, как
на картинах Констебля, и распределить их по поверхности
так, чтобы создать впечатление плавного движения -
недаром в стихах дважды повторяется этот мотив:
|
Летние травы Манят прилечь-поваляться... Плывут облака...
Вот так и лежу
Не думая ни о чём Плывут облака...
|
Изображения летних трав, врезанные в наружную
поверхность чаши, а также лежащая фигура должны быть
контрастными по отношению к обоим вариантам неба. Я остановился на силуэтном решениии - силуэт
со свойственной ему недосказанностью как нельзя лучше подходит этому
"не думаю ни о чём" , которое на самом деле - о многом, нет, обо
всём; как у Басё:
|
Разное-разное Вспоминается.
Сакура...
|
Травы своими легкими наклонами пластически примиряют землю
и глубокое небо с лежащей фигурой, столь же вечные и мимолётные, как облака. Подбирая травы
для этого мапенького луга, я остановился на самых
скромных - кипрей, володушка и немного похожая на японскую сусуки наша местная разновидность ковыля.
|
На дне чаши я счёл уместным также изобразить
небо, то самое, в которое улетел змей из третьего стихотворения
Додо:.
|
Порву я нить. Пусть змей повыше
Взмоет в облака...
|
И его самого, разумеется. Почему-то мне дорог этот
мотив. И хотя автор стихотворения резонно замечает, что змей с порванной
нитью не полетит, а напротив, упадёт на землю, мне кажется, в этом месте
речь идёт не о змее."Порву я нить" - вот в чём
дело. Не о нитке змея, а о других, гораздо более прочных нитях, которые
привязывают человека к земле повседневной суеты, говорят мне эти строки. Подведём итоги. Теперь, когда чаша закончена, и даже
благополучно добралась до адресата, можно сказать, что в целом - получилось. Просто
и непринуждённо, а что это потребовало пятнадцать обжигов
- знать об этом никому, кроме нас, не объязательно.
|
Озером стать... Чтобы небо
Вечно во мне отражалось...
Mushika |
Есть какая-то магия в
этих словах. Во всяком случае, для меня это стихотворение
затронуло какие-то главные струны, так что не было вопроса -
делать или не делать. Человек, превратившийся в озеро - эта
картинка была настолько яркой, что оставалось только
зарисовать её. Поначалу я думал даже сделать серию -
"люди-озера" - мужчины, женщины, старики, дети, но до
осуществления этой идеи дело не дошло - всё не хватает времени.
Поскольку победитель, по условиям конкурса, мог быть только
один, я предложил, с согласия жюри, ввести для такого
случая специальный "приз художнических симпатий
", который будет присуждаться не каждый раз, а по
мере необходимости.
|
|
Поскольку работа над этой чашей растянулась ещё дольше,
чем с чашей Додо, у меня было время обдумать стихотворение, и я
пришёл к выводу, что речь здесь идёт не о смерти, а о том просветлённом
состоянии души, когда в ней отражается небо, а всё суетное исчезает,
и только линия берегов остаётся, чтобы отграничить человека от
мира. Не к этому ли должен стремиться художник? Пожалуй, с годами я
всё больше убеждаюсь, что наша задача - не самовыражаться, а именно "отражать небо",
а личное само пролезет, просто в силу нашей человеческой ограниченности.
|
Выбранное техническое решение, при котором внутреннее (вода - или душа) пространство
изображалось блестящей, сочной глазурной живописью, с рябью, выполненной в технике кракле,
а наружная поверхность (берега) - с помощью специального покрытия из цветных глин, казалось
идеальным для этого сюжета. но в процессе работы выявились "подводные камни".
|
|
Скажем, продолговатая форма чаши,
необходимая по сюжету, при обжиге таила опасность возникновения трещин; при некоторой
осторожности их можно было избежать, но в сочетании с наружным покрытием глинами других цветов,
- и других свойств, а также
в ситуации многократного нагревания и охлаждения, необходимых для краклирования...
Не обошлось без
потерь - второй вариант, в чём-то более стильный, пришлось забраковать,
но в конце концов всё удалось настолько удачно, что можно было вздохнуть
спокойно - и отправлять чашу. Работа закончена, чаши благополучно дошли, и даже, кажется, понравились
победителям. Что же дальше? Надеюсь, впереди ещё много конкурсов...
|
|
|