|
|
Посмотреть серию ваз с марсианскими пейзажами |
|
|
серия ваз с зимними травами |
|
Чаши в этом разделе, предназначенном для тех, кто интересуется керамикой по-настоящему, будут показаны не так, как в других. Более подробно и внимательно? Да, разумеется, но не это главное. Основное внимание будет уделено не тому, "как это сделано", и не игре с оттенками поэтических образов и взаимодействием разных слоёв стихотворения, подчас очень увлекательной - её достаточно на страницах конкурсов или в разделе, посвящённом Чашам ренги. Нет, теперь чаша будет интересовать нас сама по себе, как рукотворный объект, равноправный любому из творений природы. Здесь будут представлены подробные и детальные фотографии работ, сделаннные как в студийных условиях, так и в естественной среде. Пожалуй, это необходимо, чтобы рассмотреть чашу и составить о ней сколько-нибудь полное представление. Разумеется, вес и размер их несколько больше, чем обычно, поэтому имеется возможность предварительного просмотра.
Побывав под ногой, Он стал по-иному прекрасен - Листок увядший...
Басё |
Обращаясь к этому стихотворению, я был рад поводу сказать то, что меня давно занимало. Хотелось показать значительность и красоту осеннего листа - не из гербария или альбома, но самого последнего на тропинке, никем не замеченного. Не знаю, как для вас, а для меня листья - это люди; особенно осенние, в шрамах и складках морщин. Старики - опавшие листья человечества. Чтобы понять трагическую красоту побывавшей под ногой времени старости, пришлось и самому немного поседеть, и кое-что пережить. Пожалуй, теперь у меня есть некоторое право говорить от имени листьев.
За последние три года я не раз возвращался к этой теме. Позвольте предложить вашему вниманию одну из получившихся в результате чаш. Вот она, в "академическом" окружении, на почти настоящей циновке. Немного неправильной, слегка сплюснутой формы чаша, как бы тоже "побывавшая под ногой"; мягкие серо-коричневые тона, двухцветное кракле - коричневое снаружи и серое, напоминающее изморозь - внутри. Лист сделан в технике живописи кракле, когда выполненное эмалями первичное изображение подвергают после обжига тепловому удару для образования сети трещин, а затем запекают вошедшую в них глазурь, повторяя этот процесс снова и снова, пока не будет достигнута оптимальное цветовое и тонаьное решение. Я люблю этот приём, полностью исключающий повторение; пожалуй, мне по душе и связаный с ним риск потерять изделие, если тепловой удар окажется слишком сильным, или расплавить весь предыдущий рисунок, если "зевнуть" при обжиге на десять-пятнадцать градусов.
Пожалуй, кое-что в этой чаше мне удалось - например, выразительная линия контура и лёгкая "расфокусировка", придающие листу ощущение жизни и движения, а также соотношение между размером листа и "пустым" фоном внутреннего пространства, одновременно сложным и лаконичным. Здесь есть, где отдохнуть взгляду... Там, где ничего не изображено, угадывается главное, не так ли?
Говорят, что сильное произведение "убивает" более слабое, теряющее в его присутствии всякую привлекательность. Но что есть деревья, травы, камни, как не произведение величайшего творца, совершенное в деталях и абсолютно естественное? Вот мне и захотелось проверить, чего стоят мои чаши рядом... ну вот хоть с опавшими листьями, устлавшими запущенный парк вокруг мастерской.
Вот они, рядом, нарисованный - и настоящие; посмотрим, сумеют ли они договориться без посредника...
|
Пожалуй, этот эксперимент удался. Не только лист, вся чаша выглядит на этом фоне абсолютно естественно, более комфортно, чем в студийных условиях, чем даже "на татами". Посмотрим на неё с разных сторон - в куче сметённых ветром кленовых листьев, на спиле старого пня, на заросшем мхом камне... Возможно, это только моё личное впечатление, но в природном окружении чаша чувствует себя гораздо лучше и естественней и не хочет возвращаться в мастерскую, на стол, на полку в шкаф. Что ж, давайте так и сделаем - продолжим этот опыт с другими чашами, а потом сравним результаты и только тогда позволим себе сделать выводы...
|