На
этих страницах будет отражена работа над чашами к командной ренге
2005-2006г. /перейти
на страницу ренги/ с комментариями художника (и всех желающих
высказаться). Просим посетителей проявить терпение и мудрость - это
эксперимент, подобных циклов ещё никто не пробовал делать. Работа
только начата и закончена будет не прежде чем через год. Всего предполагается
сделать 12 чаш и одну чайницу на 13 из 24 запланированных строф.
Итак, первая строфа:
Осень!
Вдаль из-под крыла
Берег левый и правый
ДЕ
26
октября.
Прежде
всего - как передать присущее этой строфе движение? Много
силы в укороченной первой строке. А "Вдаль из-под крыла"
- как мгновенный взгляд на прошлую жизнь. Осень - не только
время года, но и время кончать начатое, уходить... Нет, не
о птицах это хайку, но о расставании с чем-то, что было дорого.
Вот так и получился этот, ещё приблизительный, эскиз . Век
не указан, поэтому по реке плывёт чёлн, может быть, Стеньки
Разина, а простор берегов безлюден, как на картинах Рериха.
Возможно, следует крыло поднять повыше, ну а внутри - то же
небо с облаками, между которыми затерялся осенний листок...
Но
потом мне показалось, что форма чаши не лучшим образом подходит
для этой строфы. Возможно, правильнее было бы сделать эту хайку
в виде чайницы. Чайница - первое, что берёт в руки тядзин, предмет
особой важности. Первая строфа тоже не ровня любой другой. И
не по душе мне эти отрезанные краем чаши крылья... А что, если
предположить, что крыло - не птичье? Так получился второй эскиз:
река, берега, чёлн - все вместе они составляют тулово чайницы.
Небо с облаками - это крышка, и в нём на большом осеннем листе
летит, ну, предположим, лирический герой. Что мне здесь нравится
- большая цельность изображения, статус предмета, отвечающий
значению.строфы и ещё то, что "высокий стиль" здесь снижен долей
здоровой самоиронии.
29
октября.
Получены
отклики участников ренги. Граф Мур и Элина поддержали второй
эскиз . Но мнение ДЕ никак нельзя обойти. Вот я и вернулся к
первому рисунку и его переработал, учитывая советы ДЕ и Элины,
которая надоумила сделать крылья белыми и изменить их движение
на более горизонтальное. Это смягчило конфликт между крылом
и краем чаши. Фигуру островитянки из хайку Кёси, на уместность
которой обратил моё внимание ДЕ, я посадил на высоком берегу,
- так больше простора. Пусть это будет "Ожидающая", символ,
в котором каждый увидит своё. И всё же эти поправки не могли
убедить меня в том, что это "строфа о природе..." Возможно,
первый смысловой слой о природе, но кто же работает с первым
слоем? Во втором-то явно автопортрет... Элина молодец - увидела
в человеке на кленовом листе летуна из "Андрея Рублёва". Я о
нём и думал, когда рисовал, но изображать самодельные крылья
мне как-то не хотелось, а потом я понял, что поэту ничего этого
не надо - он и на осеннем листке полетит. Итак, решено - начинаю
чайницу.
4
декабря
Формовка,
как ни затянулась, подходит к концу. Но - странное дело - как
в детской сказке полено не желало расставаться с носом, так
и у меня упрямая посудина никак не желает принять на крышку
положенное по эскизу изображение летящего на листе человека.
Лист-то получился - осенний и крылатый, и небо с одиноким облаком,
и дальние дали обещают достаточно простора полёту, и река широка,
и золото листвы готово перейти в красную медь, а вот человек...
никак не идёт. Похоже, придётся оставить как есть: лист будет
отдуваться за всех. Будет и крылом, и лирическим героем, и представителем
автора...
24
января
Уфф,
наконец-то чайница готова. Упрямой посудина оказалась, папе
Карлу такого не снилось. Мы с ДЕ и Элиной старались, обсуждали
- человек летит или птица... Ни то, ни другое, просто осенний
лист. Я не виноват - чайница сама так захотела. И этот лист
- я его раз семь переписывал. То он получался слишком яркий,
то какой-то прошлогодний. Я и сейчас не вполне уверен. Хочется
сказать, как Мастер Бегемоту: "По-моему, Вы не очень-то кот".
Зато
всё остальное в общем... соответствует. Осеннее небо, даже в
полдень начинающее выцветать, и широкая река с уже остывшей
водой, и ладья не помню какого века. Золото осени на дальних
берегах тоже меня устраивает - тут главное не скатиться в лубок.
Пусть всё угадывается, что можно угадать. Облако получилось,
вот это главное. И с этим облаком, как с душой ушедшего человека,
общается островитянка из прекрасной хайки Кёси - одна на высоком
берегу, у русского Алатырь-камня.
Надо
признать, в этот раз хонкадори сработала на все сто. За два
месяца, пока я работал над вещью, необходимый по условиям ренги
поэтический "подклад" (эта ренга построена на приёме хонкадори,
т.е. "следования за", и у каждой строфы объязательно должен
быть какой-либо классический прообраз) в моём сознании так крепко
прирос и к хайке ДЕ, и к самой чайнице, что не оторвать...
Пожалуй,
можно считать удачным и то, что чайница не имеет выраженной
"главной стороны" и побуждает зрителя вращать её при рассматривании,
заставляя лист - лететь, реку течь, ладью плыть, а женщину -
ждать... Ну что ж, будем ждать и мы - следующих строф, других
чаш, для того чтобы в конце концов выяснить - что же получится
в результате, и какой будет чайная церемония, если провести
её с Сервизом Ренги.