|
Этот раздел посвящен керамическим пластам - своего рода картинам, или если уж искать восточные аналогии - свиткам живопись и каллиграфии, изготовленным в различных техниках, но объединённых общим предназначением - служить украшением для токономы - главного места в чайном павильоне, куда неизбежно возвращаются взоры гостей, и где замысел тядзина - мастера чая проявляется с наибольшей полнотой и ясностью
|
|
Прозрачный водопад.
Упала в светлую волну
Сосновая игла...
Басё |
Пласт, выполненный в капризной технике ручного литья, при которой жидкий шликер образует изображение, застывая непосредственно под рукой художника, в обязанность которого входит совершить маленькое чудо - "поймать момент", и выбрать из множества возможных случайных сочетаний волн и неровностей поверхности текучей глины то единственное мимолётное состояние, при котором она превращается в поверхности картины, подобно тому, как превратилась в картину грязь на башмаках живописца у Андерсена в "Оле-Лукое". Случайность - да, но случайность, требующая долгих упражнений, предельной концентрации внимания - и, конечно, удачи...
|
|
С вершин оснежённых
Весенний ветер слетел
И, ветру вослед
Утром в нагорных ручьях
Вздулися талые воды...
|
|
Техника ручного литья здесь существенно модифицирована использованием шамотного в сочетании с обычным шликером и применением инкрустации плавкой массой (ключевое слово - иероглиф "ветер"). Всё это в сочетании с большей графической выразительностью, даже нервностью работы, позволяет создать достаточно сильное и динамичное впечатление.
|
|
|
Огромного моря валы
С грохотом катят камни,
Набегом берег тесня,
Расколются, раздробятся,
Рассыплются, падают пеной...
Минамото Санэтомо |
При работе этим небольшим пластом я почти буквально следовал поэтическому сценарию Санэтомо, притапливая "глыбы" и роняя обломки шамотной массы в бурные волны шликера. Глазуровка с применением многократного кракле тоже способствует созданию впечатления разрушительного буйства стихии.
|
|
|
|
Та же самая тема - прозрачный водопад Киётаки из стихотворения Басё
решена в другом, более суровом стиле, с другим ключевым словом - иероглифом "сосна". Эти варианты не нужно противопоставлять или сравнивать - в оригинале есть всё, и намного больше, чем может измыслить самый изобретательный иллюстратор. Остаётся стремится к тому, чтобы главное было между "словами" художественного высказывания, везде и нигде, например, в причудливой игре форм поверхности пласта. в фактуре керамической массы...
|
|
|
Прекрасны росинки.
Но даже у них - не забудь!
Есть привкус печали...
Басё |
Иероглиф печаль - ключевое слово стихотворения; его певучим линиям вторят очертания травинок; то поднимающися вверх, то печально поникших. Несколько похожих на стеклянные щарики росинок отмечают композиционные и смысловые центры этого небольшого керамического пласта.
|
|
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Басё
|
|
Авторская каллиграфия Басё с текстом знаменитого стихотворения - можно ли было найти лучший подарок для художника? И я постарался поделиться им со всеми, кому это может быть интересно, стараясь ни единой черточкой не исказить выразительные линии иероглифической скорописи. Что же здесь моего? Фон, сочетание цветов и пятен по форме и размерам, игра фактур разнообразных керамических масс, а также "не прописанное" в тексте хайку отверстие в пласте - как намёк на возможность выхода в иные миры, на уровни понимания, о которых мы можем только догадываться...
|
|