Керамические сосуды для хранения чайного порошка
     
 

Чайницы

Главная > Мои работы > Чайницы
 
Написать автору?

  

Презентация чаш
из серии "Колокол Китежа"

Кликните, чтобы скачать - 20 мб

  

серия ваз с марсианскими пейзажами

Посмотреть серию ваз
с марсианскими пейзажами

  

ваз с зимними травами

серия ваз
с зимними травами

Среди предметов, связанных с культом чая, чайница (сосуд для хранения чайного порошка) занимает особое место, хотя и не является каноническим предметом для любования, как чаша-тяван или свиток в токономе. Чайница - первое, к чему прикасается мастер, чтобы приготовить напиток; она играет важную роль в создании атмосферы чайного действа и заслуживает нашего пристального внимания.

  кликните, чтобы увеличить - 150кб Скитаясь в травах
Медленная улитка
Повсюду дома
 

      Lus

Эта довольно крупная чайница в форме ползущей улитки с изображением травинок и одуванчика была выполнена в 2007 году на хайку, победившее в конкурсе з-ута "К родным берегам". Стихотворение, неожиданное по концепции, и потому особенно интересное. Стоит заметить, что эта улитка оказалась очень беспокойной путещественницей - при попытке отправить приз по почте она съездила в Москву, потерялась там, потом нашлась и вернулась обратно, и уже со второй попытки без приключений добралась до адресата...

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб

Луна...
Бросилась в пропасть тень
Горной сосны.
 
 
      Тэнгу

А это - тоже из конкурса э-ута, только другого - "Ночное солнце". Данная иероглифом луна, искривленная сосна, служащая ручкой, дальние горы, но главное - стремительное движение ныряющей среди камней тени. Я люблю применять приём, когда чайница как бы заключает в себе целый мир, квинтэссенция духа которого доступна посвящённым в виде щепотки чайного порошка. Разумеется, это лишь один из возможных вариантов...

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб Рушит старуха рис...
А рядом - знак долголетья -
Хризантемы в цвету...
 
 
       Басё

Эта небольшая чайница выполнена в форме тыквы-горлянки, традиционно применяемой для хранения сыпучих веществ. Сама форма сосуда вместе с иероглифом "долголетие" служат ключевыми словами в этой довольно скромной по выразительным средствам работе. Да, ещё стоит упомянуть кракле, тоже своего рода визуальную метафору старости - его-то здесь хватает...

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб
Отчего я так сильно
Этой осенью старость почуял?
Облака и птицы...
 
 
         Басё

Не простая, а очень простая - в соответствии с высказыванием мудреца: "для того, чтобы постичь дао, ты должен быть не драгоценным, как нефрит, а простым, как придорожный камень..." Никаких специальных красот - просто глиной по глине, белой по золотистой - и несколько мазков превращаются в облака на пожухшем осеннем небе; да три скорописных иероглифа - "осень", "старость" и "птица", глубоко врезанные в глину и залитые тёмным глянцевым металлом... .

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб Осень.
Вдаль из-под крыла
Берег левый и правый...
 
 
        ДЕ

А вот совсем другая осень. Эта чайница - своего рода церемониальный сосуд, поскольку она относится к серии чаш, выполненных на строфы командной ренги 2005 года и открывает их "хоровод" так же, как послужившая основой для неё строфа Де открывает ренгу... Яркая, почти лубочная картина, а на ней - замершая в оцепенении фигура, взятая из хонкадорного прообраза строфы - хайки Кёси "Золотая осень\Смотрит вдаль из-под руки\Юная островитянка." Так мне и хотелось, чтобы соединились здесь классическое и современное, наше и японское. Получилось ли - не знаю. судить вам...

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб Опадает пион.
Друг на друга упали
Два-три лепестка...
 
 
       Бусон

Образец превосходной графики Бусона с его же каллиграфической надписью дал жизнь этой чайнице, почти буквально воспроизводящей этот драгоценный для нас автограф, а от меня - только цветовое решение да трещины - глубокие, почти сквозные, своего рода керамическая метафора хрупкости красоты и быстротечности времени...

 

  кликните, чтобы увеличить - 150кб На скалах Мацусима
В соснах ветер поёт
К нему
Свой голос присоединяют
Моря белые волны
 

Классическое стихотворение, решённое в привычной манере (иногда опасаюсь - не слишком ли привычной?) "сосуда мироздания", где замкнутое пространство чайницы внутри кажется гораздо больше, чем снаружи, как будто в нём и в самом деле заключён целый мир... Выполненная из плавких масс - белой и черно-синей, напоминающей о керамике Бидзен, в трудоёмкой технике обратного набора с использованием фактурных элементов, полученных гончаронй срезкой (так образуются волны), и отломков подсушенной массы(так получаются скалы), чайница всё же получилась достаточно цельной и лаконичной. А голос ветра и волн? Буду надеяться, что чуткому уху удастся его услышать...

 

кликните, чтобы увеличить - 150кб Кончился в доме рис.
Поставлю в тыкву из-под зерна
Женской красы цветок...
 
 
       Басё

Эта чайница, маленькая и скромная, уже несколько лет стоит на моём столе не для забавы. Чай мы из неё берём! Стихотворение Басё о цветке женской красы я знал давно, а когда выяснил у знакомого ботаника, что эта самая оминаэси растёт у меня на огороде как сорняк, я понял, что это знак и деваться некуда - надо прыгать... Форма тыквы-горлянки, в виде которой сделана чайница,(в них на Востоке часто хранят сыпучие продукты, в том числе рис) служит своего рода ключевым словом, указывающим на стихотворение. Изображение цветка и каллиграфическая надпись с другой стороны выполнены в технике живописи кракле, когда изображение постепенно формируется с помощью сети трещин - шаг за шагом, обжиг за обжигом. Ну и что, что риса нет - зато хватает времени на главное...

 



 

назад Галерея хайку Галерея танка Токонома Чайницы Крупным планом Новые работы