Немного
о себе. Я художник-керамист; живу в Новосибирске. Уже много лет
учу детей и взрослых лепке и гончарному делу — и сам всё время учусь
тому же.
Любое
дело, если им заниматься достаточно долго, может многому научить,
а керамика — особенно. "Луна и снег... Любуясь прекрасным, жил в своё
удовольствие" — сказал Басё. Вот и я жил в своё удовольствие — делал
то, что мне нравилось: занимался подглазурной росписью, керамикой
для бонсаи, разрабатывал новые способы формовки и обжига, осваивал
хитрости техники кракле.
Многое из того, что я делал за последние тридцать лет, было так или иначе связано с Японией. Что это -
воспоминания прошлой жизни, или просто так выпали кости - теперь уже не выяснить.
Ещё в юности я был поражён своеобразной красотой миниатюрных скульптур нэцкэ, и семь или восемь лет на практике изучал ремесло нэцукэси. Я работал с деревом (яблоня, самшит), камнем, костью; работы этого периода вы можете посмотреть здесь
Работа со скульптурой, пусть и миниатюрной, поневоле заставляла задуматься о природе формы, о главном и второстепенном; со временем мне захотелось попробовать уйти в мир простых форм и вечных сюжетов. Керамические скульптуры этого периода строятся на основе приёма формовки, превращённого в основу для образа. Я работал с замкнутыми формами, жгутами и поверхностями и в малом, и в монументальном размере. Пожалуй, этот период многому научил меня. Скульптуры этого этапа представлены здесь
Первое, чем я увлёкся, когда мне пришлось познакомиться с керамикой, были гончарное дело и подглазурная роспись. Я проводил на круге большую часть суток. Со временем это принесло кое-какие плоды. Вазы для икебаны, как гончарной, так и ручной формовки, вы можете посмотреть на этой странице, а подглазурные росписи (серии "Космос", "Зима", "Облака" и "Марсианский пейзаж") - здесь
Работая по заказам бонсаистов, мне приходилось делать не только сосуды, но и керамические скалы. Дело это оказалось на редкость интересным.
Меня всегда влекло к камням. Ведь скалы — это скульптуры, созданные рукой
бога. Откровением стал традиционный японский жанр суйсеки — аранжировка источенных временем
"водяных камней". Японцы относятся к ним, как к живым существам. А если попробовать делать их из керамики особого
состава, как скульптуры? А если заселить их
растениями, чтобы они стали ещё более живыми? Эта было
интересное время, и я не жалею о нём. Посмотреть изделия этого периода можно здесь
Но
последние десять лет я работаю в жанре э-ута (картина-стихи), в котором образной основой произведения является стихотворение - хайку или танка, а художественные
средства сочетают изображение с каллиграфией.
Результатом стала коллекция работ,
часть которых вы можете видеть на этом сайте. В основном это чаши
"тяван" для чайной церемонии, но есть и чайницы - сосуды для хранения чайного порошка, и керамические пласты - аналог каллиграфических свитков, и многое другое. Я много лет искал методы формовки, глазуровки,
а также способы передачи каллиграфии, которые позволили бы достичь соответствия
стиля чаш духу классических хайку и танка. Насколько это мне удалось,
предстоит судить вам.
Перейти к галереям работ в жанре э-ута можно, кликнув на картинки внизу, или соответствующие разделы бокового меню.