Пусть это будет чаша маленького лесного озера, сплошь затопленного розоватым рассветным туманом, снаружи - мшистые берега с ракитой, непременными мостками и полузатонувшей дедовой лодкой; внутри, в сплетении струй тумана, проступает отражение церкви - простой северной одноглавой, в сруб, церквушки, без всяких украшений и деталей, которых на зыбком отражении и не разглядишь. Вот она и плывёт невесомо, ни к чему материальному не привязана, только отражение видно, а снаружи, на берегу пусто - ничего нет. И не надо. В духов день видим вечное, то, что отражается в душе. Как бы только набраться сил, чтобы это достойно передать...
|
Продолжаю довольно много времени спустя: чаша наконец отформована из тонких, плавких цветных масс и на первый раз обожжена, осталось самое главное, самое рискованное - глазурный обжиг... Как добиться того, чтобы туман, существующий пока только в виде сложного узора тонких паутинных линий, струящихся по внутренней поверхности, стал тем самым, из хайки Норы, прозрачным туманом?
Долго светало, но наконец рассвело; я рискнул и, надо полагать, выиграл. Чаша не деформировалась, не треснула, не поплыла, что вовсе не исключено при использовании такого капризного к точности температурного режима материала; тонкий слой нежной полупрозрачной эмали выявил естественный розоватый оттенок просвечивающего черепка и в то же время ненавязчиво подчеркул кружевную графику тумана.
Отражение церкви внутри чаши выполнено в технике инкрустации, немного напоминающей гравюру по дереву: её раздробленный рябью и перечёркнутый струями тумана силуэт выбран резцом и затем заполнен более тёмной коричневатой массой, составляющей одно целое с поверхностью воды.
Полузатопленная лодка без дна ждёт нас у берега , покачиваясь в отражении рассветного неба, как проводник в другой мир, куда только на такой лодке и можно попасть, а туман плывёт над ней совсем по-японски, волшебным драконом - туда, где все мифы сливаются в одну высшую реальность.
Снаружи, ближе к дну чаши, тёмный берег порос кустами ракит, сделанными из той же плавкой чугуноподобной массы, которая не раз помогала мне на протяжениии работы над чашами ренги и вот сейчас прекрасно справилась с ролью тёмной, ещё не тронутой первым лучом рассвета зелени листвы.
А для тех, кто не нуждается в проводниках, для того чтобы отправиться в путь по лунной дорожке к родным берегам - развалившиеся мостки, как крылечко, последняя ступенька перед погружением в то, что нельзя сказать словами, но что незримо присутствует в прекрасной строфе Норы...
Напоследок решусь предложить снисходительному зрителю ещё несколько фотографий. Не судите строго - их я теперь тоже делаю сам... Возможно, лет через пять начнёт получаться лучше.
А тех, у кого есть в запасе пара-другая мегабайт трафика, чтобы рассмотреть чашу подробнее, милости просим в раздел
более тяжёлых и качественных фотографий, куда можно пройти, кликнув на картинку в рамке.
|
|