Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...
Чаши для чайной церемонии
Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника - продолжение Проза жизни
Написать автору?

  

     
 

Дневник художника - 4

Немного понадобилось времени, чтобы работы, связанные с конкурсами э-ута, вытеснили все остальные игрушки, и я с удивлением обнаружил, что успеваю делать только призовые чаши для очередного конкурса. Ой нет, не успеваю! Впрочем, подробнее об этом рассказано ниже...

Эта страница - для вас, уважаемые Додо и Mushika, а также для всех, кто участвовал в конкурсе "Страна облаков". На ней отражен ход работы над призовыми чашами.

Конкурс получился даже интереснее, чем предыдущий. Много неожиданных находок и непростая работа жюри - и вот результат: победителем стали Додо с циклом хайку

Летние травы
Манят прилечь-поваляться...
Плывут облака...

Вот так и лежу
Не думая ни о чём
Плывут облака...

Порву я нить.
Пусть змей повыше
Взмоет в облака...

и Mushika со стихотворением

Озером стать...
Чтобы небо
Вечно во мне отражалось...


Эскизы получились буквально в один вечер. Стихотворения - каждое по-своему - были настолько ярки, что оставалось только следовать за поэтом. И всё же оставалось много вопросов. Прежде всего о степени условности. Плывущее в небе облако - в то же время декор внутренней поверхности чаши, и сама чаша, оставаясь удобным сосудом для питья, при этом должна быть чашей небосвода. А в фигуре "лирического героя" должен узнавать себя не только Додо, но, по возможности, каждый поэт.

Чаша с озером тоже таила немало трудностей. Как добиться, чтобы она была человеком, при этом оставаясь озером? Как сделать это понятным для всех? И как передать рябь на поверхности так, чтобы это была не только волна, колышущая отражения облаков, но и движение души того, кто погрузился в свои думы, как в глубокое озеро?

Пусть чаша Додо будет классический тяван, широкая с чуточку загнутым внутрь краем - в такой удобно и заваривать чай, и пить его. Внутреннюю поверхность следовало глазуровать достаточно плотно, а внешнюю - совсем чуть-чуть, чтобы чаша не скользила в руках и - самое главное - чтобы создать контраст между тем небом, которое снаружи, и тем, что внутри; потому что настоящее небо - это внутреннее небо поэта. Очень важным было подобрать облака по форме, размеру и стилю, чтобы достичь сочетания величия и естественности, как на картинах Констебля, и распределить их по поверхности так, чтобы создать впечатление плавного движения - недаром в стихах дважды повторяется этот мотив:

Летние травы
Манят прилечь-поваляться...
Плывут облака...

Вот так и лежу
Не думая ни о чём
Плывут облака...

Изображения летних трав, врезанные в наружную поверхность чаши, а также лежащая фигура должны быть контрастными по отношению к обоим вариантам неба. Я остановился на силуэтном решениии - силуэт со свойственной ему недосказанностью как нельзя лучше подходит этому "не думаю ни о чём" , которое на самом деле - о многом, нет, обо всём; как у Басё:

Разное-разное
Вспоминается.
Сакура...

Травы своими легкими наклонами пластически примиряют землю и глубокое небо с лежащей фигурой, столь же вечные и мимолётные, как облака. Подбирая травы для этого мапенького луга, я остановился на самых скромных - кипрей, володушка и немного похожая на японскую сусуки наша местная разновидность ковыля.

На дне чаши я счёл уместным также изобразить небо, то самое, в которое улетел змей из третьего стихотворения Додо:.

Порву я нить.
Пусть змей повыше
Взмоет в облака...

И его самого, разумеется. Почему-то мне дорог этот мотив. И хотя автор стихотворения резонно замечает, что змей с порванной нитью не полетит, а напротив, упадёт на землю, мне кажется, в этом месте речь идёт не о змее."Порву я нить" - вот в чём дело. Не о нитке змея, а о других, гораздо более прочных нитях, которые привязывают человека к земле повседневной суеты, говорят мне эти строки.
Подведём итоги. Теперь, когда чаша закончена, и даже благополучно добралась до адресата, можно сказать, что в целом - получилось. Просто и непринуждённо, а что это потребовало пятнадцать обжигов - знать об этом никому, кроме нас, не объязательно.

Озером стать...
Чтобы небо
Вечно во мне отражалось...
                                Mushika

Есть какая-то магия в этих словах. Во всяком случае, для меня это стихотворение затронуло какие-то главные струны, так что не было вопроса - делать или не делать. Человек, превратившийся в озеро - эта картинка была настолько яркой, что оставалось только зарисовать её. Поначалу я думал даже сделать серию - "люди-озера" - мужчины, женщины, старики, дети, но до осуществления этой идеи дело не дошло - всё не хватает времени. Поскольку победитель, по условиям конкурса, мог быть только один, я предложил, с согласия жюри, ввести для такого случая специальный "приз художнических симпатий ", который будет присуждаться не каждый раз, а по мере необходимости.

Поскольку работа над этой чашей растянулась ещё дольше, чем с чашей Додо, у меня было время обдумать стихотворение, и я пришёл к выводу, что речь здесь идёт не о смерти, а о том просветлённом состоянии души, когда в ней отражается небо, а всё суетное исчезает, и только линия берегов остаётся, чтобы отграничить человека от мира. Не к этому ли должен стремиться художник? Пожалуй, с годами я всё больше убеждаюсь, что наша задача - не самовыражаться, а именно "отражать небо", а личное само пролезет, просто в силу нашей человеческой ограниченности.

Выбранное техническое решение, при котором внутреннее (вода - или душа) пространство изображалось блестящей, сочной глазурной живописью, с рябью, выполненной в технике кракле, а наружная поверхность (берега) - с помощью специального покрытия из цветных глин, казалось идеальным для этого сюжета. но в процессе работы выявились "подводные камни".

Скажем, продолговатая форма чаши, необходимая по сюжету, при обжиге таила опасность возникновения трещин; при некоторой осторожности их можно было избежать, но в сочетании с наружным покрытием глинами других цветов, - и других свойств, а также в ситуации многократного нагревания и охлаждения, необходимых для краклирования... Не обошлось без потерь - второй вариант, в чём-то более стильный, пришлось забраковать, но в конце концов всё удалось настолько удачно, что можно было вздохнуть спокойно - и отправлять чашу.
Работа закончена, чаши благополучно дошли, и даже, кажется, понравились победителям. Что же дальше? Надеюсь, впереди ещё много конкурсов...

Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...