Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...
Чаши для чайной церемонии
Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника - продолжение Проза жизни
Написать автору?

  

кликните, чтобы увеличить - 100кб
     
 

Дневник художника - 5

Эта страница - для Вас, уважаемый Михаил Бару, а также для всех, кто участвовал в конкурсе "Ночь и огонь". На ней я попытался задним числом восстановить ход работы над призовой чашей.

Теперь я уже не смогу точно вспомнить подробностей конкурса, но достоверно то, что на выходе жюри предложило мне выбирать между двумя вариантами - хайку Басурмана

Меж языками пламени
Ночь поселилсь.
Ждёт своей вечности...

и стихотворением Михаила Бару:

Ночь на Оке.
Тишина...
Слышно, как сучья трещат
В костре рыбака
На другом берегу.


Эскизы получились играючи. Оба стихотворения, обсуждавшиеся в качестве претендентов, были так выразительны, что образы чаш пришли сразу, без мучительных размышлений. И всё же предстояло выбрать что-то одно... Оба варианта имели свои достоинства. Но чем дольше вслушивался я в стихотворение Михаила Бару, тем яснее понимал, что это почти безупречно правильная танка с огромным внутренним поэтическим пространством, а в хайку Basurmana прекрасным строчкам "Меж языками пламени/ Ночь притаилась"... - к сожалению, не вполне соответствует третья "Ждет своей вечности" - не потому, что вечности нельзя ждать, а просто ночь была, есть и будет, а всякая жизнь и огонь мимолётны. "Меж языками пламени/ Ночь притаилась"... Как эти строчки украсили бы собой любую рэнгу! Но...

Итак, не сразу - виной обстоятельства - но я всё же взялся за дело. Было время подумать, и я уже знал, чего хочу. Чаша должна была получиться большая и тяжёлая, тёмная, как ночь, медленная, как течение спокойной реки, звучащее в этих строчках, разделённых паузой настолько большой, что первую можно принять за заглавие: "Ночь на Оке... Тишина...."
Технику я выбрал тяжёлую и трудоёмкую - формовку из многослойных цветных масс с разной фактурой и разной температурой плавления - иначе нельзя было достичь требуемого контраста между почти неглазурованной наружной поверхностью и тяжкой как металл гладью ночной реки, вводящей нас во внутреннее пространство чаши и стихотворения.

Врезанные в наружную поверхность осоки, колеблемые ночным ветром, должны были придать чаше движение, причём двоякое - листья своими изгибами приглашают вращать сосуд, рассматривая его со всех сторон, а стебли, перегибаясь через край, зовут погрузиться внутрь чаши. Наученный горьким опытом, я сразу начал два варианта, и не зря. Первый получился немного перегружен - пять травинок оказалось слишком много для этого стихотворения... Тогда я понял, что здесь надо не изображать, а лишь указывать на то, что хочешь изобразить; не перечислять, а обозначать. В сущности, так и поступил автор. Михаил Бару почти ничего не описывает. Воображение внимательного читателя дорисует и гладкие воды реки, глотающие отражение костра, чёрно-синюю глубину небосвода, и силуэт дальнего берега.

 

Ночь на Оке.
Тишина...
Слышно, как сучья трещат
В костре рыбака
На другом берегу.

Как много всего умещается в строке! "Ночь на Оке..." И это только раскладка. Тремя словами нарисована целая картина. Дальше начинается главное. Глубокая, как чаша, тишина. (Нет, чаша глубже. Дно чаши - это поверхность реки, а у реки тоже есть глубина.) В тишине всегда живёт звук. Тот, кто захочет, его услышит. Вот он: "сучья трещат/ В костре рыбака" Смотрите, как тонко показан костёр - через звук стреляющих в пламени сучьев. Никаких деталей. Этот с детства знакомый каждому звук мгновенно переносит нас туда, к костру неведомого рыбака. Но - на то и танка. Как прилив предполагает отлив, так и здесь: движение вглубь чаши замедляется. Последняя строка "На другом берегу" снова возвращает нас к исходной точке. Другой берег рядом, но он недостижим. Вспоминается приём повторяющегося возвратного движения, которым великий Леонардо заставляет зрителя вновь и вновь возвращаться к улыбке Джоконды.. Видимо, то же самое должен уметь поэт - иначе что же заставляет меня повторять эти стихи, как заклинание?

Ночь на Оке.
Тишина...
Слышно, как сучья трещат
В костре рыбака
На другом берегу...

Но как добиться, чтобы чаша тоже тянула к себе зрителя, как воды глубокой реки, звала, как костёр, горящий на дальнем берегу? И я почуствовал, что единственный способ достичь этого - использовать движение волн. Игра отблесков на поверхности воды то заставляет зрителя стремиться к костру, то кружит его в водоворотах на дне чаши, то распадается еле заметной рябью. А сам костёр? Ведь это символ чего-то, к чему мы стремимся, но никогда не достигнем...

Здесь два варианта чаши снова разошлись. На первом я решился дать костёр через силуэт - привычный взгляду с пионерских времён треугольник языков пламени. Единственное, что делает его не только костром, - это цвет, нежный беловато-жёлтый, светоносный и загадочный.
Во втором варианте я решил пойти дальше, и показать костёр только как размытое световое пятно. Костёр - это свет, который светит в ночи, и тьма его не обьяла - духовный и загадочный, и в то же время близкий и манящий.


Признаюсь - именно об этом я думал, когда мы обсуждали с Графом Муром тему конкурса. В стихотворении всё это есть. А костёр на другом берегу - он и просто рыбацкий костёр, и свет чьей - то души... Сходно поняли тему многие участники конкурса, и я всем им очень благодарен.. Но так ёмко и сдержанно получилось сказать только у Михаила Бару.

Что ещё важного? Тьма, точнее, разнообразие оттенков чёрного, тёмно-синего, зелёно-черного и коричнегого, и их сочетание с отливающими металлом водами реки. Тьме присуща своя красота и богатство оттенков, большею частью, к сожалению, пропадающих на этих фотографиях. В темноте, как в хорошем стихотворении, всегда чудится что-то большее...

Я потратил немало усилий, добиваясь оптимального соотношения внутреннего пространства чаши с шершавой, слегка оплавленной от высокой температуры обжига зернисто-матовой наружной поверхностью. Залитые металлом силуэты речной осоки перекликаются на ней с водами реки внутри чаши. Что-то из задуманного удалось достичь, например, одновременного ощущения движения и покоя. Что-то могло наверное, выйти лучше, и не обошлось без потерь.

Так, в результате многократного краклирования треснул второй вариант чаши. К счастью, лучший остался цел, благополучно доехал и даже, кажется, понравился победителю. Вот, пожалуй, и всё. Работа закончена, а сколько она потребовала времени и трудов - не имеет значения.

Когда эта страница была свёрстана, пришёл отзыв Михаила Бару: "Всегда самое интересное - это описание процесса создания. Единственное, что я хотел бы заметить - стихотворение ... в оригинале  выглядит так :

Ночью на Оке
тихо
слышно как сучья трещат
в костре рыбака
на том берегу

...смысл стихотворения Вы не изменили. Это главное."

Спасибо за снисходительность, Михаил! Вот так песня и становится народной - каждый начинает петь её как свою.

Главная > В мастерской > Дневник художника >   1  2  3  4  5  6  7...